KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "Лобстер" от George

Лобстеры живут больше ста лет! И у них голубая кровь!

Бытует мнение, что Каннский фестиваль довольно снобское мероприятие. Хрестоматийным примером могут служить ретрофильмы для эстетов - навроде тех, что снимает Вуди Аллен. Это что-нибудь разговорное, слегка невротическое с лёгким оттенком иронии. И всё это на фоне живописных видов Европы - альпийские луга или Французская Ривьера. Представьте набережную Круазет, 30-е годы, гуляет дама, вся в белом, с зонтиком; её сопровождает кавалер с тоненькими усиками и в котелке. Оба флиртуют, попутно рассуждая о метафизической природе бытия. Это яркий образчик такого "снобского" кино, которое может повторяться до бесконечности. Но этот стереотип давно уже порос густою бородой. Естественно, что Канны не жалуют голливудские аттракционы; хотя порою делают исключение и для них - из уважения к автору (как это было в 2015 году, когда фестиваль открывался фильмом "Безумный Макс" Джорджа Миллера). А триумфатором стала социальная драма "Дюпан". Картина надавливает на больные мозоли Евросоюза - затрагивая проблемы мигрантов-беженцев. В чуждой для себя среде они смиренны и послушны, не брезгуют никакой работой; трудятся на совесть, всеми силами пытаясь влиться в общество, в котором живут. Но ведь под каждым смуглым и бородатым мигрантом, застенчиво прячущим глаза, может скрываться бывший "тамильский тигр", который в минуту опасности может устроить небольшую, но кровавую бойню во французском квартале.

Но есть ещё другое фестивальное кино. Это авангардистские и радикальные фильмы, сугубо авторские - задача которых не потакать привычным вкусам зрителей, а искать новые художественные средства для выражения собственных взглядов на мир. Вот такого сорта и является картина "Лобстер" греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса, снятая на английском языке. Приз жюри в том же 2015 году.

Лобстер - это антиутопия о последствиях не технического прогресса, а социально-нравственного регресса, повернувшего цепочку эволюции вспять. В недалёком будущем человеку запрещается одиночное проживание. Его помещают в специальный отель, где он должен отыскать себе пару в течение 45 дней (да, это похоже на зверинец, куда привозят самца или самку для спаривания). В противном случае человека превращают в животное (причём, по выбору) и выпускают в лес.

Проблема демографии и брачных институтов - одна из болезненных на сегодняшний день. Власти поощряют создание новых семей в своих регионах. Но семьи не скрепляются, а чаще распадаются и единственный выход - это принудительные меры.

Сперва кажется, что всё это выглядит абсурдным гиперболизированным преувеличением - идея с отелем. Так и есть. Ведь этот приём увеличивает в размерах сам механизм общественных взаимоотношений. И его лучше разглядеть именно в таком ключе, в каком представлен фильм. Его концепция вполне отвечает всему абсурду происходящего. Мир стал упрощаться до превентивных мер в отношении людей, утративших свободу воли, свободу чувств, свободу мыслей. Остаётся лишь послушное следование всем предписанием - что касается личной и общественной жизни. Всё воспринимается всерьёз, поскольку это единственная реальность, в которой протекает человеческое существование.

К главному герою Дэвиду (Колину Фарреллу), попадающему в этот отель с собакой, приходят важные люди в строгих костюмах и дипломатически объясняют правила поведения в этом "зверинце". И со звериной серьёзностью спрашивают о животном, в которое тот хочет превратиться, если не найдёт себе пару. Дэвид с готовностью отвечает, что в лобстера (и тут же объясняет - почему). Администрация находит этот ответ оригинальным и сообщает, что по статистике самым распространённым выбором является собака (вот почему их так много в мире).

И с этого момента начинается своеобразное реалити-шоу. Модулируется ситуация общественной жизни, находящейся в ведении государства и на его содержании. Администрация не вмешивается ни в чьи отношения, не сватает никого насильно, лишь следит за соблюдением всех правил. Поначалу сколачиваются мужские и женские кампании и только потом все начинают присматриваться к противоположному полу. Герой Фаррелла находит себе двух временных друзей - расчётливого Джона (Бена Уишоу) и добродушного, но неуклюжего Роберта (Джона Райли).

Самый расчётливый и из них и начинает первым наступление. И тут проявляется и забавно обыгрывается характерная черта человеческих условностей в отношениях, - что якобы необходимо иметь много общего с партнёром, что не подразумевает лишь взаимные чувства. Поэтому сойтись герою Уишоу с девушкой, которая ему приглянулась, помогли не стандартные общие интересы - ни музыка, ни поэзия, а нечто другое. У неё периодически шла носом кровь из-за повышенного давления. И Джон при каждом удобном случае, когда девушка не видела, ударялся головой о какой-нибудь предмет, вызывая тем самым кровотечение из своего носа. Так они и познакомились и быстро поженились. Администрация была довольна, остальные завидовали. Ведь время истекает и никто не хочет превращаться в животное.

С такими сложностями, как сойтись характерами - не каждому удавалось справиться в течение 45 дней и найти себе пару. Поэтому случались побеги. Беглецы объединялись и образовывали свою коммуну в глуши леса. На них устраивалась охота жителями отеля -за каждого убитого давался лишний день пребывания в этом заведении.

А Дэвид тем временем готовился к худшему. Ни к кому он не испытывал амурных чувств, которые давно умерли в нём самом. Но и не хотел он судьбы своего брата (новообращённого пса), который всюду его теперь сопровождал. Пример Джона подсказал как выйти из ситуации. Своим объектом он избрал бессердечную женщину (в большей степени, чем он сам). Пришлось убедительно сыграть такого же. Когда одна из жительниц отеля в отчаянии выпрыгнула из окна своей комнаты, - она разбила голову об асфальт и долго лежала на нём, неистово вопя от боли. Пока все пытались ей помочь, бессердечная взирала на всё это спокойным взглядом, сидя на улице за столиком. В этот момент на фоне истошных криков умирающей - к бессердечной подошёл герой Фаррелла и предложил знакомство, как бы намекая что ему также безразличны страдания других. Знакомство состоялось. Но Дэвиду пришлось пройти несколько испытаний, чтобы доказать свою совместимость, одно из которых он провалил (это была циничная и в то же время невероятно смешная сцена, связанная с его братом-псом). Его обман раскрылся, за которым следовало жестокое наказание. Но ему удалось бежать в лес, где он встретился с другими "отшельниками", живущими по своим законам. Их вождём был воинственный предводитель (Леа Сейду). Главное правило - никому не сближаться (что выражалось в невероятно гротескной сцене одиночных танцев в наушниках), только деловые отношения. Среди таких вот противоположных (в сравнении с отелем) запретов и пробуждается истинная любовь к героини Рэйчел Вайс. Ради любви герой Фаррелла готов был пойти на любые жертвы - даже лишиться того, чего лишилась его возлюбленная впоследствии (последняя сцена фильма одинаково и трогательна и абсурдна и неожиданна). Но им предстоит ещё многое вместе пережить - ведь за ними охотятся жители отеля и пристально следит своя же коммуна, сурово наказывающая за отступления от правил.

В заключении ещё раз упомяну о том, что фильм в высшей степени необыкновенен. Он является острой сатирой на условности человеческих взаимоотношений (от личных до общественных). Формообразующими элементами являются фантасмагоричность и чёрный юмор, вкраплённые в канву этого трагикомического действа. Если вы любите удивляться, видеть что-то непривычное в кино, выходящее за рамки мыслимого и немыслимого, неформатное, радикальное и даже провокационное, европейскую метафизичность (в противовес американскому визионерству), странности и чёрный юмор, в общем -всё что включает в себя "театр абсурда" - то вам сюда!!!
Автор: George
08.05.2016
Оценка читателей: 9,5 из 10 (голосов: 10)
Страница фильма: Лобстер

Новинки кино:

Представлены первые кадры из фильма ужасов о Моряке Попае
Популярный персонаж анимационных фильмов Моряк Попай стал героем фильма ужасов
Кевин Смит пообещал Бена Аффлека и Мэтта Дэймона в "Догме 2"
Режиссер уверен, что актеры обязаны ему своей карьерой
Кассовые сборы российского фильма "Огниво" превысили миллиард
В отечественном прокате стало но одного миллиардера больше
Джуд Лоу подтвердил наличие сценария к "Шерлоку Холмсу 3"
Исполнитель роли Доктора Ватсона надеется еще раз поработать с Робертом Дауни мл.
Лучшие российские и зарубежные сериалы ноября 2024 года
"Дайте шоу", "Молот ведьм", "Дюна: Пророчество", "Департамент", "Дети перемен"
Рецензия на ремастер игры "Until Dawn" 2024 года
Новая версия культовой игры "Until Dawn" стала отличной прелюдией к грядущей экранизации