“Эверест” – это холодно, бездушно и чертовски эмоционально. Фильм без колебаний можно ставить в один ряд с теми, что вызывают самые странные и смешанные чувства – удрученность, потрясение и безоглядное непонимание происходящего на экране. Если попытаться сравнить “Эверест” с прошлыми работами Бальтасара Кормакура, то здесь нет ни постоянного напряжения (“Контрабанда”) ни изобретательной легкости (“Два ствола”). Тут есть лишь тотальное доминирование одного над другим, а режиссер насильно заставляет за этим наблюдать. Такие отличия можно объяснить тем, что Кормакур не снимает фильмы в Голливуде по своему собственному сценарию, а переносит на экран чужую фантазию. Тем не менее, фильм ни в коем случае нельзя назвать плохим, ведь во время просмотра просыпается множество разных эмоций благодаря невероятной истории, участвующим персонажам, благодаря самому Эвересту, в конце концов.
Бездушно в первую очередь для зрителя, который не знаком с оригинальной историей о покорении горы в 1996 году под эгидой Роба Холла. Ждешь чего-то невероятно захватывающего, драматического и с хорошим концом на закуску, и если первые два фактора получаешь, то с последним проблемы. Концовка, словно контрольный выстрел в голову, а после завершения, принимай это все, как хочешь. Один из немногих случаев, когда на экране уже идут титры, и правильным решением было бы покинуть кинозал, но ты продолжаешь седеть в кресле, всматриваясь в бегущие буквы на черном полотне. Накатывает шок, и приходится подавлять появление истерического смеха, со всей силы рвущегося наружу.
Эта трагическая история произошла в 1996 году, когда на свет появился новый вид прибыльного бизнеса – один человек собирает команду энтузиастов для покорения наивысшей возвышенности в мире. Особенностью данного бизнеса является абсолютная дозволенность, когда практически любой желающий может поучаствовать в этом рискованном действии – от опытного альпиниста, у которого за спиной уже много “побед”, до простого любителя в лице школьного учителя, деньги которому собирают его любимые ученики (большие деньги). Гарантии, конечно же, есть, но природа вряд ли дарует вам даже малейший шанс на хороший исход этой затеи. У Эвереста есть свои планы на этот счет, и никакие гарантии там, на горе, вам не помогут. Одним из таких предпринимателей был Роб Холл – руководитель коммерческой экспедиции “Консультанты по приключениям”, в которой присутствовало в общей сложности 15 человек. Их конкурентами (если можно так выразиться) была экспедиция “Горное безумие” под началом Скотта Фишера с общей численностью в 16 человек. Из-за погодных условий команды договорились подниматься в один день в одно время, чтобы всячески помогать своим коллегам, если будут хоть какие-то проблемы. Это случилось 11 мая, а проблема возникла из-за неудовлетворительной подготовки и бури, которая стремительно накрыла ничтожных людей, лишая их жизни одного за другим.
Фильм принудительно погружает тебя в события повествования, благодаря прекрасной работе оператора (Сальваторе Тотино) который умело применял стиль документальной съемки и подбирал интересные ракурсы для отдельных сцен. На помощь оператору в этом деле приходит и 3D картинка, которая еще сильнее создает эффект присутствия, экспонируя всю мощь Эвереста – огромного и устрашающего зверя, жертвы которого сами же к нему и приходят. Погружение играет огромную роль в настроении киномана, с которым играют всеми возможными способами, из-за чего героям не только сопереживаешь, но и ставишь себя на их место. Фантазия дорисовывает события, и иногда даже ощущаешь мурашки по коже от воображаемого холода. Ставка делалась именно на подобный эффект, и мастера своего дела приложили максимум усилий для достижения своей цели.
Эмоциональный фон создан первоклассными актерами, поделившими между собой главные и второстепенные роли, выглядящими в этом ледяном безумии как минимум – хорошо, а как максимум – прекрасно. Джейсон Кларк качественно воплотил в жизнь образ Роба Холла – семьянина и просто хорошего человека, который возложил на свои плечи ответственность за экспедицию и её участников. Визави Роба Холла, Скотт Фишер, сыгранный Джейком Джилленхолом, хорош, но полностью раскрыть свой потенциал в этой картине он не сумел – его катастрофически мало. Джош Бролин, Сэм Уорингтон, Джон Хоукс, Майкл Келли, Эмили Уотсон и мимолетное присутствие Робин Райт так же прекрасно дополняет общую картину, и на экране творится настоящий бенефис. Каждый из персонажей живет своей жизнью, показывает свой характер, и упорное желание покорить Эверест, во что бы то ни стало.
Много времени было уделено героине Киры Найтли и их отношениям с Робом. Связь двух людей на расстоянии воспринимать достаточно сложно, многие говорят, что такого не бывает, и пережить этот этап времени довольно непросто. Смотреть за поведением Джен во время быстротечных звонков, которые дают возможность поговорить с любимым человеком, интересно, ведь её вторая половинка каждый день подвергает себя большой опасности.
Нельзя не вспомнить Анатолия Букреева (Ингвар Эггерт Сигюрдссон) – настоящего русского героя, которого безосновательно выставлял исключительно в плохом свете Джон Кракауэр в своих статьях и книгах.
У Бальтасара Кормакура получился действительно хороший, сильный и очень тяжелый фильм, который обязателен к просмотру под правильное настроение. Подобные истории, которые, к тому же, основанные на реальных событиях можно и нужно переносить на экран в первую очередь для того, чтобы мир о них знал, а не ради заработка. Хоть у киноиндустрии есть вполне очевидный план – бизнес, я надеюсь, что такие фильмы создаются для праведных целей.
“Кто угодно может бросить вызов вершине, но последнее слово остается за горой” ©
Оценка фильму 8/10