Кинематограф кажется никогда не устанет переносить на экраны бессмертные творения Уильяма Шекспира, даже этих самых “Макбетов” соберется великое множество. Но версия “Макбета” Джастина Курзелья заметно отличается от всех остальных. Джастин постарался максимально точно передать содержание книги, не прибегая к всяким издевательским переиначиваниям сюжета на современный лад, и не меняя фирменный стихотворный стиль изложения. В “Макбете” персонажи говорят стихами, как в том же “Кареолане” Райфа Файнса. Но если в последнем это выглядело не уместно и смешно, то тут это воспринимается весьма гармонично, и придает некую необычность, никакого пафоса, все живо и естественно.
История человека который на предательстве и убийстве решает занять трон короля, не может быть хоть в чем-то позитивной или светлой - с таким убеждением, Курзель выстраивает фильм с первой же минуты в весьма мрачных тонах. Чем только не терзается Макбет, чувствами вины, жаждой власти, и некой формой шизофрении. Зритель в след за героем уносится в мрак, в мир тревоги и депрессии, и все это происходит на одной плоскости фильма, от самого начала, и до конца, без особых перебоев. Это как сильно натянутая струна, которая кажется вот-вот порвется.
Но самое основное, что отличает “Макбета” Курзелья от других - это его визуальная обертка. Тут сразу становится понятно, что создатели парились не на шутку. Фильм снимался в реальных красотах Шотландии, но тем не менее, четко подобранные светофильтры и цветокоррекция, превращает картинку в глянец, но в то же время сохраняется и живость. Такой стиль визуализации и монотонное, но очень атмосферное музыкальное сопровождение, плюс весьма изобретательная работа оператора, играет на руку самой истории, подчеркивая ее личностную трагичность.
Все вышеперечисленные заслуги, меркнут перед игрой Майкла Фассбендера. Макбета и до него играли много достойных актеров, но Майкл переплюнул их всех. В его Макбета веришь, ему сопереживаешь, и ненавидишь одновременно, именно таким он и является в исходном тексте великого писателя. Фассбендер заслуживал Оскара за свою работу, но он его не получил, и некогда не получит, с его то отношением к этой премии.
Марион Котийяр, при всем своем опыте драматических ролей, не столь разошлась, в хорошем смысле, как ее коллега. Она отыграла убедительно, но в ее карьере были роли и по сильнее.
В целом, фильм вышел артхаусным, но не дешевым как свойственно этому самому артхаусу, а весьма дорогим и качественным. Многие просто не выдержат до титров, это не развлекательное кино, это не аттракцион с битвами как в “300 спартанцах” Зака Снайдера, хоть они тут и смотрелись бы весьма органично. Это неторопливое и вдумчивое кино о трагедии отдельно взятых личностей, это Шекспир маза-фака.
ОЦЕНКА: 8 из 10.
Подытожив, могу посоветовать “Макбета” всем шекспиристам и шекспироведам в обязательном порядке, да и любителям того же самого артхауса тоже. Ну и тем, кто с нетерпением ждет экранизации знаменитой игры “Кредо убийц”, тоже не лишним будет оценить картину, ведь именно Джастин Курзель будет его режиссировать, в тандеме все с тем же Майклом Фассбендером, и это, внушает надежду.