Этот фильм потрясен хотя бы тем, что, являясь продолжением трёх других историй о «Грязном» Гарри Каллахане, – непосредственно «Грязный Гарри», затем «Высшая сила» и «Подкрепление» – он берёт кардинально другое направление и не ставит главного героя вот уже, наверное, целого франчайза (простите) в центр повествования. Не то, чтобы его нет на экране, или его присутствие никак не влияет на происходящее (хотя большую часть времени всё так и есть), просто так вот уж случилось, что происходящая кривая линия событий происходила в мире Гарри Каллахана. Главная сюжетная линия идёт своим чередом, а на фоне Каллахан даёт о себе знать, постоянно разбавляя не особо спешный темп передрягами, в которые постоянно попадает из-за своей конфликтной натуры. Всё, хоть и кажется, что идёт по параллельным путям, в итоге незаметно сводится в один дорожный узел. И Гарри разрубает его в единственной известной ему манере – с шумом, но красиво.
История «Грязного» Гарри: всё как обычно – он своей уникальной способностью притягивать проблемы создаёт их другим, но на этот раз всё настолько плохо, что его приходится отправить куда подальше к морю с делом об убийстве, в котором жертву застрелили в пах и голову. Главная история, обладающая очень мрачной, неприятной, грязной атмосферой, отсылающей к самому первому фильму, но усиливая эффект в режущие сердце несколько раз; если вкратце и очень туманно, потому что не хочется лишать возможности самому погрузиться в эти болезненные события и шаг за шагом прочувствовать всю боль: девушка мстит за изнасилование. Создатели не жалеют зрителя и показывают, казалось бы, слишком много, но в итоге овевают банальной паутиной, заставляя в очередной раз вместе с Гарри Каллаханом поставить под сомнение наше определение правосудия и как его воплотить в реальном мире, совсем не всегда таким прямым и продуманным, как на бумагах.
Клинт Иствуд на этот раз в режиссёрском кресле и, зная прекрасно, кто его персонаж и что его делает, поддержал имидж крутого копа, добавив ещё пару оттенков крутости (новый Магнум 44-го калибра, чёртов красавчик), и в очередной раз открыл новые стороны своего персонажа. Вообще удивительно, что он настолько аутентичен в этом образе, что способен не дать ему застыть на протяжении вот уже четырёх фильмов. Принципиально разные сюжеты, конечно, неплохо помогают, новые коронные фразы тоже, но мелочи в поведении и выражениях лица – Иствуд подмечает их высококлассно. При этом на таком его фоне, казалось бы, затеряться очень легко, но не в этом случае: наверное, каждый второстепенный персонаж здесь живой и особенный со своей историей и своим характером. Выделять всех нет смысла, можете просто посмотреть актёрский состав (а лучше фильм), хотя есть всё-таки один человек, не упоминаемый ранее, но так как в следующем фильме он не появится, то не рассказать о нём здесь и сейчас было бы огромным преступлением. Альберт Попвелл появился в четырёх фильмах о Инспекторе Каллахане подряд. Более того, он каждый раз появлялся в разных ролях: первый – грабитель банка, второй – сутенёр, третий – глава банды темнокожих и, наконец, четвёртый, «Внезапный удар» – знакомый Каллахану полицейский, подаривший ему собаку. Его, конечно, могли бы запомнить, сыграй он только сутенёра или главу банды или подарившего самому Грязному Гарри бульдога, ведь он действительно довольно харизматичен в своих ролях, но в итоге он сыграл это всё вместе и это круто.
Если говорить о старой гвардии, то вернулся композитор Лало Шифрин, не являвшийся частью «Подкрепления» в 76 году. И он принёс с собой старые нотки первых двух фильмов и было бы враньём сказать, что это не было приятно слышать. Его мелодии всё так же хороши, его знание, каким сценам даже его самые хорошие мелодии не нужны, также осталось. И он привнёс немалую роль в игре на чувствах зрителя в самой по себе чувственной истории. Кинооператоров нельзя не похвалить за всё, что касалось главной героини (эти сцены с зеркалом, хоть и не их оригинальное детище, но всё равно хороши) и они точно уж знают как преподнести Иствуда в самом лучшем свете (особенно начало финала – это что-то).
Самой трагичной частью всего фильма, конечно же, остаётся часть, полностью принадлежащая Сондре Лок и её Дженнифер Спенсер. Насколько ей удаётся показать всю драматичность своей героини, её очаровательную внешность, настолько же она погружает зрителя в разъедающую её боль, сделавшую её грубой и полностью неспособной жить с отречением от своего прошлого, ведь даже её единственная возможность – её картины – лишь рефлексия ужаса, который ей пришлось пережить. Но её история в конце концов должна переплестись с историей Иствуда и его Грязным Гарри, весь фильм к этому ведёт, буквально весь фильм. И когда это случается, это создаёт (постепенно, далеко-далеко не сразу) невероятную атмосферу на экране. Она полностью в своих переживаниях, он в тщетных попытках её разгадать, потом всё идёт к полнейшим чертям и концовка – за этим замечательно наблюдать. Как и за всем фильмом. У него, несомненно и наверняка, есть свои минусы, может даже намного больше, чем может казаться, но это стоило каждой секунды просмотра.