«Грязный Гарри» – криминальный триллер в одном из лучших своих проявлений. Это действительно так, но его продолжение, «Высшая сила», при этом оригинальному фильму не уступает. Второй фильм лишь немного другой, хоть у него и предостаточно схожих элементов (начиная от специально повторяемых сцен вроде «Инспектору Каллахану и перекусить-то некогда» и заканчивая знакомым ходом событий из первой киноленты). Он более размеренный и чуть менее напряжённый, в нём появляется отсутствовавшая ранее интрига «кто за этим всем стоит» и все цепочки мыслей по поводу произошедшего на протяжении показываемого времени и непосредственно произошедшего неспешно ведут к интенсивной и завлекающей развязке.
При этом поменялась тематика фильма, если в «Грязном Гарри» главный герой Гарри Каллахан в исполнении Клинта Иствуда хотел воплотить справедливость, к какому бы способу ему в итоге прибегнуть не пришлось, то в «Высшей силе» Каллахану приходится встретиться с своим собственным искривлённым отображением и выяснить, что это вообще такое – справедливость; выяснить, насколько тонка грань между его политикой «вижу готовящегося к преступлению насильника – стреляю в него» и набирающей силу политикой неизвестного преступника «убиваю, потому что уверен, что виновен»; хорошенько подумать, стоит ли протестовать против ненавистной системы в пользу другой, не обязательно лучшей, только лишь во имя протеста одного. Вот такие вот вопросы, подогревающиеся нежеланием до самого конца верить, что угроза может быть в местах, где очень хочется верить, что её там быть не может. Иствуд в очередной раз доказывает, что даже самые крутые парни с самыми убойными пистолетами в мире подвержены сомнениям и колебаниям, с которыми не хочется встречаться никому, но встречаться, к несчастью, приходится.
У Иствуда достойные партнёры по актёрскому составу. Среди них его напарник Фелтон Перри, получившийся не таким колоритным и запоминающимся по сравнению с Рени Сантони, но, скорее всего, потому что ему просто для этого было негде развернуться, что немного печально. Хэл Холбрук, в свою очередь, потрясен в своём противопоставлении его героя с героем Иствуда. Не замечаешь, как начинаешь его недолюбливать, хотя ничего такого он вроде бы для этого и не делал. Из присутствующих ещё более-менее значимых для истории персонажей (помимо пленяющей Аделе Йошиока) осталась молодая гвардия, из которой в особенности выделяется, наверное, один только Дэвид Соул. При этом по каким-то неведомым причинам природы выделяется ещё до того, как ему достаётся больше времени, чем остальной части гвардии.
Музыка – её, чисто субъективно (как и всё остальное, кстати), слушать стало гораздо приятнее. В ней остались связывающие с «Грязным Гарри» узнаваемые нотки, но появились и новые мотивы, менее оттягивающие на себя внимание, но при этом усиливающие напряжение там, где это нужно. К кинооператорам тоже никаких претензий (и, наверное, никогда не будет).
В итоге получился ещё один отличный, уже больше детективный, триллер про инспектора Гарри Каллахана.