Представьте, что за вами кто-то наблюдает! Вы и так встревожены; вам предстоит встреча с девушкой на улице, чтобы обсудить проблемы, касающиеся лично вас. Казалось бы, что в гуще толпы вам ничего не угрожает - можно свободно разговаривать. Но через улицу стоит припаркованный фургончик, человек в шляпе и тёмных очках просит вас прикурить, точно такой же тип сидит поодаль на скамеечке, прячась за газетой. Вы ничего не подозреваете! Но в эту минуту решается ваша судьба! Человек в фургоне, сидя в огромных наушниках и глядя как крутятся бобины магнитофона, вслушивается в каждое ваше слово!
Представитель Нового Голливуда, его флагман - Френсис Форд Коппола, остро чувствует перемены, происходящие в американском обществе. За внешним благополучием он видит внутреннее напряжение, готовое выплеснуться наружу. Своими холодными щипцами он вытягивает этот пульсирующий нерв, чтобы разглядеть его под увеличительным стеклом. Но не бывать ему режиссёром с большой буквы, если бы проблематика его картин тут же не превращалась в общечеловеческий архетип, - а сам фильм не был провидческим! В 1974 году, в самый разгар Холодной войны, когда "охота на ведьм" набирала новые обороты, а научно-технический прогресс с каждым днём произносил новое слово, напоминая человеку о том, что вокруг него находится электромагнитное поле, по которому потоками передаётся информация - Коппола снимает фильм о паранойе, охватившей всех и вся - как раз накануне Уолтергейсткого скандала!
В центре сюжета - параноидальный холостяк по имени Гарри Кол (Джин Хэкмен). Это человек средних лет, но уже с проступающей сединой в редких волосах; носит большие очки. Скрытный, замкнутый, не доверяет абсолютно никому - ни любовнице, ни соседям, ни даже коллегам по работе. А его работа заключается в прослушивании людей и передачи плёнки с записью своим клиентам. В своём кругу - он образец для подражания; ему многие завидуют и поражаются его находчивости и изобретательности. Он может записать разговор людей из любого места, хоть из преисподней. Свои моральные принципы о допустимости вторгаться в частную жизнь он оставляет в стороне, возлагая всю ответственность за последствия на своих заказчиков. Однажды погибло три человека. Это конечно же смутило его душевный покой. Он стал ходить на исповедь, но своё дело не забросил.
И вот он выполняет сложное задание - необходимо записать разговор мужчины и женщины, разгуливающих на центральной площади в самой гуще людской толпы. В ходе разговора прозвучали слова - "он мог бы нас убить". Но судя по интонации - это всего-навсего речевой оборот! И вот с готовой записью Гарри Кол отправляется в крупную компанию к своему заказчику. Но не застаёт того на месте, а передать плёнку его помощнику ( которого играет молодой Харрисон Форд) он разумеется отказывается по причине своей мнительности. И так он неосознанно затевает опасную игру с влиятельными людьми, даже не подозревая чем это может для него обернутся. И теперь сам специалист по прослушиванию испытывает на своей шкуре, что такое слежка!
Фильмы Форда Копполы, как только заходит о них речь - всегда рассматриваются через призму исключительно режиссёрской работы. Все составляющие фильма -такие как операторская работа, художественное оформление, даже сценарий - просто меркнут перед дирижёрским управлением; они не могут существовать отдельно, а сам фильм никак не может распадаться на эти составные части.
Уже согретый лучами славы, сняв первую часть своей знаменитой гангстерской саги - Коппола решил переключиться на другую тему, причём в режиме нон-стоп, так как буквально через пару месяцев выходила уже вторая часть Крёстного отца. Он будто чувствовал каждый вольт нарастающего в обществе напряжения, разразившегося вскоре скандалом в гостинице Уолтергейт с прослушиванием партии демократов и последующей за этим отставкой президента Никсона. Во многом благодаря этому событию картина приобрела статус культовой, поскольку сложно припомнить другой фильм, являющийся настолько актуальным и своевременным! И что примечательно, кульминационная сцена фильма происходила именно в гостинице.
Провозглашая в Крёстном отце идеи семейных ценностей (на примере криминальных кланов) как основу единства американского народа, - в "Разговоре" Коппола исследует обратное явление - человеческое отчуждение от общества, его закрепощение в оболочке собственных страхов, различных фобий и враждебного отношения к действительности. Своеобразный чеховский тип "человека в футляре". И главный герой воплощает в себе эти страхи; не доверять своим родным и близким - это нормально, даже естественно, постоянно шифроваться - в порядке вещей. Никто не хочет быть пойманным на крючок. У каждого есть свои тайны, свои "скелеты в шкафу". Каждый боится разоблачения! Даже если взять человека, не делающего ничего противозаконного, которому нечего скрывать - сам факт того, что кто-то влезает в его личное пространство (а тема очень щепетильная для американцев - частная жизнь!) - заставляет его замыкаться и выстраивать для себя тот самый чеховский "футляр". Порой достаточно одного повода заставить человека оглядываться и паранойя обеспечена до конца жизни!
Коппола помимо своего глубокого и всестороннего анализа данной проблемы - ещё и мастер метафорических кадров. В одной из сцен герою Джима Хэкмена звонят по телефону и сообщают - что теперь за ним следят. Вооружившись отбойным молотком - он начинает разносить в щепки свою квартиру в поисках "жучков" - но всё тщетно! И уже на фоне разрушений - он в бессилии садится на стул и начинает играть на своём любимом саксофоне. Существует ли "прослушка" на самом деле или нет - это уже не имеет никакого значения. Главное теперь, что эта мысль навсегда засела в параноидальную голову главного героя и не отпустит его никогда!
А теперь оглянитесь! Вы уверены, что и за вами сейчас никто не наблюдает и никто вас не прослушивает, зная что окружающие вас устройства, испускающие электромагнитное излучение - могут быть наделены "шпионской" функцией?!)))