Зло многогранно и многолико, а добро одно из его проявлений. Причиняя чужому невыносимую боль, можно неминуемо попасть в ее объятья. Плоды бесчинств и идеологических преступлений повернутся против зачинщика, который позже поймет, что существует добро и мирная жизнь с недавним врагом. И чем ближе он приближается к намеченной цели, тем больше неожиданных перемен ожидают впереди. Примером такого человека является Дерек Виньярд (Эдвард Нортон), центральная фигура криминальной драмы 1998 года «Американская история Х».
Он – лидер местной банды скинхедов, презирающий людей с другим цветом кожи. Между двумя общественными движениями постоянно происходят стычки и драки, деление района. Неонацистский выдвиженец является идолом в глазах младшего брата Дэнни, который желает встать на тот же путь. Внезапно Дерек демонстративно и жестоко убивает двух чернокожих людей, после чего отправляется «за решетку», где пропагандирует своя политика, действуют иные законы. В течение нескольких лет ему приходится делить ограниченную территорию с идеологическими противниками и постоянно думать о большой и любимой семье. Тем временем Дэнни продолжает идти по стопам старшего брата и наращивать авторитет в глазах соратников. Но оказавшись на свободе, Дерек пытается убедить его в другом мировоззрении.
Подобное настроение процветало между различными народами и движениями по всему миру на фоне безработицы и безденежья. Расовая дискриминация погубила многие надежды и мечты на светлое будущее. И в этом мире могли «выжить» только сильные и жестокие люди.
Типичную американскую историю продемонстрировал новоиспеченный режиссер и оператор того времени Тони Кэй, запоминающийся «волшебной» и броской внешностью. Он представил на суд зрителя сильного, смелого, безнравственного и жестокого человека в лице Дерека Виньярда, которого таким создали обстоятельства жизни. Семья – самое дорогое и важное в его жизни. Эдварт Нортон изумительным образом вписался в «шкуру» своего героя, показал различные этапы становления сильной и уверенной личности. Отсутствие волос подчеркивает дерзкий нрав, а холодный и глубокий взгляд укрепляет авторитет героя в глазах зрителя. Его персонаж также выделяется за счет внешнего образа: тело изобилует различными «кричащими» нацистскими символами. Крепкую экранную партию Нортону составляет его тезка Эдвард Ферлонг, который также успешно сыграл во втором «Терминаторе» Джеймса Кэмерона. У его героя такая же непростая судьба, но более глубокая и камерная. Невероятно подкупают «живые» эмоции и необычная внешность актера.
Их братские (семейные) взаимоотношения, противостояние и борьба с идеологическими противниками, перемены в жизни идеально подхватываются визуальным оформлением картины. Черно – белый экран перетекает в цветной, а душевное состояние прекрасно поддерживает музыкальное сопровождение от Энни Дадли, композитора, который также воссоздал незабываемую атмосферу в «Черной книге» Пола Верховена. Она сумела почувствовать непростую историю жизни главных героев, написанную сценаристом Дэвидом МакКенном, который позже приложил руку к похожему фильму об американской мечте «Кокаин» с участием Джонни Деппа и Пенелопы Круз.
Главные герои симпатизируют во многих эпизодах, где происходит их столкновение с «черными» группами. Порой поведение и манерные жесты уличных темнокожих людей раздражают, так как они создают образ обиженного и уникального народа. От них не чувствуешь опасности и безрассудства, которые как-то должны встревожить и обескуражить ненавистных противников. Однако жесткий рейтинг фильма поддерживается аморальными и кровопролитными поступками различных героев. Они не укладываются в голове, так как по – настоящему страшны и бесчеловечны. И хорошо воссоздана мрачная атмосфера, которая подчеркивает настроение между различными сообществами. Остается только наблюдать за теми, кто сможет соскочить с жалящей «иглы» смерти.
Фильм лишен различных сюжетных послаблений, зрителя сразу же вгоняют в гущу событий, сталкивают перед всеми проблемами, которые опрокинулись на голову по – своему несчастной семьи, иных людей. Жизнь припасла несколько важных уроков, ставшие ответным ударом за когда – то причиненное зло. Вместо «Х» можно поставить многие судьбы патологического общества, как американского, так и любого ныне существующего.