KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости" от Constance

Бэтман и Супермен: нейронный дрифт

С благодарностью и удовольствием прочитала все рецензии на фильм. От себя осталось добавить совсем немного.

Сколько раз вместе с Брюсом Уэйном, тогда ребенком, мы были свидетелями уличного убийства его родителей? Фильм "Бэтман против Супермена" повторяет этот роковой эпизод биографии будущего Темного рыцаря, начиная с него иную историю "нового" Бэтмана. Эпизод сразу устанавливает эмоциональную связь со зрителем, буквально проникая под кожу. Это настоящий кинематограф в его оригинальном значении, в котором визуальная составляющая так выразительна и самодостаточна, что не требует или даже исключает слова. Длинная немая сцена с одним единственным словом (именем!). Нежная нитка отборного жемчуга на леди, с которой так диссонирует ружейное дуло; рука ее супруга в черной кожаной перчатке, сжимающаяся для удара такой силы, что слышно скрип кожи и хруст суставов. Лица мы увидели мельком, сосредоточены только на этих деталях, под занавес камера фиксирует мертвенно застывший глаз Марты Уэйн, как у Хичкока в "Психо", только там у Джанет Ли светлые глаза, а здесь у Марты угольно черные, как дверка в ад, в который на много лет вперед провалился Брюс Уэйн.

Этот эпизод настолько соответствует высокой планке главного визионера кинематографа Альфреда Хичкока, с его страстью к стильным говорящим деталям, почти осязаемым напряжением, что продержаться на нем до финала казалось проблематичным, но тем не менее Заку Снайдеру это удалось. Чего стоит "распятый" под потолком как жутковатый и мрачный готический барельеф Бэтман. Отдельного "браво" заслуживают сны Бэтмана с их особым темпом и цветовыми решениями, размывающие грань между реальностью и паранойей. Снайдер не просто рассказывает историю, он пишет картины с помощью камеры, используя ее вместо кисти, делая каждый кадр значимым, эстетским и не проходным. Лента также воспринимается как лучший образец нуара, того классического из 1940х-50х, который нынче редко встретишь, с мрачной атмосферой депрессии, цинизма, декаданса, неверия, бессилия, потаенных страхов, созданных в том числе благодаря талантливому использованию всего технического арсенала кинематографического ремесла, игре с пространством, светом и т.д.

Уступает ли визуальному ряду сама история, т.е. литературно-философская составляющая ленты? Ни в коей мере, хотя для такой богатой картинки история чем проще, тем лучше. Не могу не вспомнить, что во втором фильме нолановской Бэтманианы, Темном рыцаре, необыкновенно выигрышной драматической составляющей было триединство двух героев и злодея — белого и темного рыцарей Готэма, Харви Дента и Бэтмана, и клинического психопата Джокера, злого тролля без тормозов, который агрессивно провоцировал всех и вся, никак не дорожа своей собственной жизнью. В "Бэтмане против Супермена" тоже есть треугольник, с иным, правда, раскладом сил — Бэтман, рыцарь тьмы, Супермен, рыцарь "дня" и злодей Лекс Лютор. Самое замечательное, что у всех троих при внешних различиях и альтернативных кодексах чести и жизни, много общего — сломанное детство, из которого мы все родом вместе со своими психологическими проблемами, разъедающее душу ощущение беспомощности, неполноценности, отверженности. Поэтому слова безопасность, надежность, защита на уровне подсознания для них приоритетны.

Только Брюсу Уэйну и Кларку Кенту повезло чуть больше, чем Лексу. У сироты Брюса был все понимающий дворецкий Альфред, заменивший ему мать, отца, добрую няньку, строгого ментора, близкого друга. У сироты Кларка были приемные родители, которые оказались удивительно деликатными и мудрыми людьми, уже не говорю любящими, для простых фермеров их Техаса. А Лекс Лютор в детстве при своем вполне живом родителе, деспоте и тиране, мечтал как о несбыточном счастье остаться сиротой. Брюсу и Кларку есть кого защищать в этой жизни, кому быть благодарным, они сильны этой связью поколений, вертикальным стержнем, благодаря которому не распадается в самом широком смысле все наше человеческое сообщество. А Лекс озлобленный лепрекон, вечный одиночка, который дорожит только своей маленькой жизнью, не абсолютное зло, скорее квинтэссенция первобытного страха, и интриган в качестве хобби. Исходя из такой расстановки сил между Бэтманом и Суперменом сродства гораздо больше, чем антагонизма, но обстоятельства, не без помощи Лекса, воздвигают между ними стену.

Психологический бэкграунд сценарно у всех троих выписан мастерски, на уровне психоаналитика, за что нельзя не поблагодарить в первую очередь Криса Терио и Дэвида С.Гойера. И в не меньшей степени Зака Снайдера — со слов коллег по съемочной площадке у него феноменальная фантазия, так что создается полная иллюзия, что он лично знаком со всеми персонажами.

Каков новый профайл Бэтмана? У него сложная и тонкая нервная организация, вещие сны и предчувствия. Поседев на поприще борьбы с преступностью, а сорняки имеют обыкновение вырастать снова и снова, борьбе которая не может зарубцевать детские раны и травмы и вернуть душевный комфорт, он вновь откинут на двадцать лет назад, еще раз теряя семью (а служащие для него безусловно семья), к чему по стечению обстоятельств оказался причастен Супермен, и вновь ощутив себя, хотя и в облике миллиардера и жесткого ночного мстителя, таким же беспомощным и бессильным как в детстве. Вновь на поверхности сознания оказывается причиняющее боль имя матери Марта. Это имя сценарий проводит лейтмотивом через весь фильм, с первой сцены, как кодовое слово на сеансе у психоаналитика, и оно несложным, но самым неожиданным образом срабатывает в роковой момент. Аффлек без зазоров заполняет не только броню Бэтмана, но и его телесную оболочку, убедительный в любой ипостаси — светский лев, уважаемый босс; жестокий боец, изнуряющий себя крутыми тренировками, дьявол из преисподней; зрелый мужчина на войне со всеми тяготами мира, с седеющими висками, уставшими глазами и чуть расслабленной походкой... Сомневающимся в физических кондициях Бена напомню комментарий его не-разлей-вода друга Мэтта Деймона: ``Бен здоровый детина. Если он схватит тебя своими франкенштейновыми лапами, тебе конец``. И просто посмотрите тренировки Бэтмана в этой ленте и Дуга МакРея в Городе воров.

Генри Кавилл уже второй раз одевает синий костюм и красный плащ и признается в любви своему герою: из всех ролей, в которых можно было бы застрять, роль Супермена именна та, в которой можно остаться до конца жизни. По прошествии трех лет с момента первого появления на экране Супермен ощутимо подрастерял благодушия и открытости, но остается оптимистом и, главное, идеалистом, как и сам Генри. И надо же было случиться такому совпадению, что приемную мать Кента тоже зовут Марта, как и мать Брюса. Это обстоятельство и сам персонаж Марты Кент символичны для ленты, именно ее присутствие по стечению обстоятельств позволяет Бэтману, пусть и символически, "поправить" свое роковое прошлое и момент убийства родителей. Что хотя бы отчасти приносит ему душевное облегчение и приводит к понимаю того, что Супермен гораздо человечнее, чем ему казалось со стороны; и это внезапный нейронный дрифт может стать основой согласия между ними. Персонаж Марты Кент в более общем смысле подводит нас к тому, что сила человечества в его слабости. Большие деньги, продвинутое оружие и прочая внешняя атрибутика не могут гарантировать мир, безопасность и само существование жизни, единственная гарантия здесь эмоциональное единение на уровне семьи, социума. И вся человечность наша проявляется и возможна только в сообществе себе подобных.

Неоднозначно принятый зрителями и критиками Джесси Айзенберг в роли Лекса по замыслу, наверное, и не должен был вызывать ровно никакого сочувствия. Психологические детские травмы отрезали его от общества, он законченный мизантроп, принципиальный одиночка, живущий в коконе собственного эгоцентризма, что катастрофически мешает адекватности восприятия. Но он предсказуемее и уязвимее Джокера, потому что дорожит собой, властью больших денег и управляем страхом. По рисунку роли в подаче Айзенберга его Лютор очень похож на Гарри Осборна в исполнении Дейна ДеХаана из новой перезагрузки Человека-паука — такой же наследник миллиардной империи, неприкаянный, озлобленный, сломленный, раздерганный, без царя в голове.

Альфред от Джереми Айронса успешно соединяет в себе, пожалуй, двух персонажей нолановской Бэтманианы, Альфреда и Люциуса, заменяет Брюсу семью, соратника и наперсника и даже "шута при короле", который, любя, дерзить имеет право особенно язвительно. Мрачная ирония Альфреда вполне заменяет легковесный юмор, а неизбывно английские стиль и манеры Джереми Айронса придают картине очень британский дух. Отношения Альфреда/Айронса и Уэйна/Аффлека чем-то напоминают дуэт Вустер и Дживс, созданный талантом британского классика Вудхауса. Чудо-женщина Галь Гадот завершает нуарный имидж фильма, ибо какой же нуар без фатальной женщины, богини и амазонки. Галь добавляет ленте сияния, гламура, чувственности, воинственности, и так присутствующей в избытке, и отличную пару составляет Уэйну/Аффлеку, а персональная музыкальная тема Чудо-женщины настолько эффектна и воздействует на уровне физиологии, что за одно это можно благодарить авторов музыки к фильму.

Фильм вывел на авансцену сразу много персонажей, богов и монстров, путь и коротко, открыв массу дверок за кулисы "в гримерки" для сольников, спин-оффов, приквелов и т.д.  DC Comics в этом отношении пошли по альтернативному Марвел пути — сначала подробные сольники Тони Старка, Кэпа и т.д., затем общая вечеря. Но алгоритм DC не хуже — мы с удовольствием посмотрели на всех "на красной дорожке", почти все, в том числе и главные персонажи, остались в большой степени инкогнито, и эта карточная колода, состоящая сплошь из джокеров, которые могут обернуться чем и кем угодно, очень интригует, повышая градус ожидания Лиги справедливости.

В целом фильм довольно мрачная метафора современного "цивилизованного" человечества, бодро шествующего по дороге в тупик. Тем не менее он оставляет надежду, при всей неоспоримой зрелищности и дарящей радость эстетике развлекательного блокбастера лента без пафоса и навязчивости призывает к единению, напоминает о личной ответственности каждого из нас за жизнь на этой земле. И волшебным образом апеллирует к нашей спящей интуиции, напоминая сколько разбросано вокруг знаков, символов, намеков, мимо которых мы равнодушно проходим.

Спасибо за подарок!
Автор: Constance
01.04.2016
Оценка читателей: 9,14 из 10 (голосов: 21)

Новинки кино:

Софи Тернер из "Игры престолов" сыграет новую Лару Крофт
Звезда сериала "Игра престолов" сыграет знаменитую расхитительницу гробниц
Дензел Вашингтон рассказал об однополом поцелуе в "Гладиаторе 2"
Ридли Скотт вдохновил Дензела Вашингтона взяться за роль
Фильму "Миссия: Красный" с Дуэйном Джонсоном грозит провал
Боевик, вероятнее всего, повторит судьбу "Черного Адама"
У франшиз "Чужой" и "Мстители" появился кроссовер
Андроид Дэвид из "Прометея" оказался злодеем во вселенной Марвел
Лучшие российские и зарубежные сериалы ноября 2024 года
"Дайте шоу", "Молот ведьм", "Дюна: Пророчество", "Департамент", "Дети перемен"
Рецензия на фильм "Гладиатор 2". Цирк с конями
Любители истории Древнего Рима и фильма "Гладиатор" явно заслуживали большего