Красноречивые и неоднозначные отзывы к последним фильмам Михалкова заслоняют взор зрителей от более ранних и сильных работ отечественного постановщика. Поэтому с угасающим интересом и осторожностью, а также огромной долей пессимизма приходиться продолжать открывать мир национального кинематографа, замаскированного под слоем второсортного продукта. Но стоит ли доверять всегда общественному мнению, при этом, не полагаясь на собственное чутье? Можно посмотреть всего несколько минут определенной картины для того чтобы понять, придется ли она по вкусу.
К удивлению «Сибирский цирюльник» завораживает, затягивает и не отпускает с первых минут, отбрасывает зрителя от переломленного настоящего к бунтарской прошлой жизни главных героев. Такой тактичный сюжетный ход часто применяется режиссерами в последнее время, который на незначительный градус снижает интригу повествования.
Михалков старательно и плавно чередует две сюжетные линии, освещает разные временные отрезки и жизни различных, но близких людей. Он предлагает зрителю из начала прошлого столетия окунуться во вторую половину 19 века, когда мир начинают сотрясать промышленные революции и всевозможные реформы. В Россию приезжает американский предприниматель, чтобы продвинуть на новый «экзотический» рынок уникальное изобретение той эпохи - паровую лесопилку «Сибирский цирюльник». Чтобы раскрепостить местных чиновников, он использует услуги молодой девушки по имени Джейн, которая без особых усилий очаровывает всех мужчин, повстречавшихся на тернистом пути. В поезде она случайным образом знакомится с юнкером Андреем Толстым, после чего между ними возникают высокие отношения. Однако данное обстоятельство становится камнем преткновения в разрешении главной цели ее приезда. Умопомрачительная авантюра сменяется борьбой за счастливую жизнь с любимым.
Фильм долгий, но не томительный. Закадровые режиссерские комментарии раскрывают некоторые подробности конкретного действия, дают объяснения происходящим событиям. Однако не отпускает мысль о том, что перед глазами развернулся спектакль, где все наигранно и изысканно. И дело не в том, что у большинства статистов и главных персонажей «выглаженные» и чистые одеяния, которые никак не увязываются со временем, когда городские и иные поселения еще не были окованы в бетонные и иные оболочки, а в наигранности своих ролей. Перед нами открывается великосветское представление в утонченной и сдержанной форме. И это особенность или недостаток прослеживается буквально в каждом российском историческом фильме. Вдобавок, режут слух красивые и неправдоподобные реплики актеров.
Нельзя не отметить, что сформирован гармоничный и слаженный актерский состав. Вовлечено очень много эпизодических персонажей, статистов, которые не затерялись и сумели приковать небольшое, но столь пристальное внимание. Каждое их присутствие буквально оживляет разворачивающие события на экране, к примеру масленица превратилась в феерическое торжество, где были невероятные конкурсы, сумасшедшие бои и распитие алкоголя до упада. Однако немного раздражали товарищи Андрея Толстого, а точнее сыгравшие их актеры, которые превратили действие на экране в балаган, детские игры. Насмешило небольшое появление Александра третьего, а точнее актера его сыгравшего. Никита Михалков так и не сдержался от такой яркой эпизодической роли для себя любимого. Два главных персонажа – юнкер Андрей Толстой и его загадочная заморская любовь Джейн – вызывают сопереживание и сострадание. Гармоничная и немного странная пара, которой предстоит пройти через многие преграды и испытания жизни. Он весь такой робкий, благородный и вежливый, с широко открытыми, пронзительными и удивленными глазами, развитый не по годам: легкомысленный, наивный, безответственный и беспечный. Она же полный антипод - яркая, непредсказуемая и самостоятельная личность, окутавшая себя лживой оболочкой. Джейн с каждым следующим кадром все больше раскрывает свой настоящий внутренний мир. Интересно наблюдать за будущим непростых отношений пары.
Первая сюжетная линия, где нам рассказывают непростую историю любви молодых людей, постоянно прерывается другой, которая попросту раскрывает главную идею, интригу фильма. Зрителю не составит труда собрать в уме цельную картину дальнейших событий.
Создается впечатление, будто режиссер этим фильмом отчаянно пытается обратить внимание зарубежных зрителей. Но не стоит копаться в недостатках, насладитесь великолепием внутренней русской души, обратите взор на постановочные мелочи отдельных эпизодов. «Сибирский цирюльник» доказывает, что мощь нашего кино не в масштабности и зрелищности, а в богатстве и уникальности нашего народа.