Со времен начала 2000-х годов, когда киноиндустрия Голливуда только начинала вводить в мейнстрим экранизации комиксов («Человек-паук», «Люди Икс», «Халк», «Сорвиголова») многое изменилось: требования к жанру стали куда более суровыми, а зрители более искушенными. Если раньше киностудии, как правило, плевали на «канон» и лепили отсебятину по полной программе, то сейчас, когда популярность комиксов вышла на новый уровень, кинематографисты если и не полностью копируют те или иные выпуски, то, как минимум, цитируют целые эпизоды из книжных первоисточников. Трилогия же Кристофера Нолана о Темном Рыцаре показала, что экранизации книжек с картинками способны содержать в себе не только красивые спецэффекты и разудалый юмор, но и интересные моральные дилеммы, трогательные любовные линии и искренние эмоции.
В отличие от многочисленных экранизаций студии Marvel, которые привлекают зрителей, прежде всего своей легкостью повествования, юмором и самоиронией, еще только зарождающаяся киновселенная DC Comiсs пошла по абсолютно противоположному пути: с серьезной историей, с длительными рассуждениями на тему добра и зла в антураже мрачной, почти нуарной атмосферы, где нет места юмору. Подсознательно, требования к фильмам с серьезной подачей сюжета у зрителей всегда выше, так как традиционные для жанра условности юмором и самоиронией замаскировать не получится. Так способен ли «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» выдержать конкуренцию с собратьями по жанру и доказать, что подобная подача имеет право на существование вне трилогии Нолана? Давайте попробуем это выяснить.
Сюжет берет начало через полтора года после событий, описанных в «Человеке из стали». Общество поделилось на два лагеря: одни, восхищенные добрыми поступками Супермена, считают его новым мессией и спасителем человечества, другие же не одобряют его методов и откровенно побаиваются, ведь у пришельца из Криптона поистине божественные способности, которые никто не контролирует. Брюс Уэйн, оказавшись в самом центре эпической схватки Кал-Эла и генерала Зода, становится свидетелем смерти многих своих друзей и коллег. Последней каплей терпения Уэйна становится потасовка в Африке, где во время очередного «спасательного» мероприятия Супермена погибает несколько мирных жителей, после которой миллиардер решает остановить новоявленного спасителя и начинает изучать его слабые места. Тем временем, на арене появляется таинственный богатей по имени Лекс Лютор, который всеми возможными силами пытается добраться до останков корабля криптонцев.
Несмотря на многочисленные негативные отзывы критиков, которые нещадно критикуют первую половину фильма за большое количество диалогов и затянутость, автору этих строк первые два акта как раз-таки понравились больше всего. История стартует весьма размеренно и со вкусом, смакуя и постепенно раскрывая эмоциональное состояние здешних персонажей, коих все-таки набралось немало, однако, назвать их скучными или затянутыми, язык не повернется, уж очень эстетично они поставлены. Детективная, если ее можно так назвать, составляющая фильма планомерно раскручивается, с каждым эпизодом наращивая саспенс.
Некоторых зрителей может покоробить несколько неуклюжее введение в сюжет эпизодов, предназначенных для построения маленьких мостиков к будущим фильмам-сольникам о тех или иных героях, вроде снов Бэтмена или сцены появления Флэша. Эти моменты делают фильм весьма громоздким (все-таки создатели чутка переборщили с персонажами), но отнюдь не менее смотрибельным, в конце концов, занимают они совсем уж малое количество хронометража.
С третьим актом все несколько сложнее, так как начинаются батальные сцены, во время которых периодически возникают определенные несуразности, связанные как с типичными для жанра комиксов условностями (вроде живучести персонажей), так и очевидными логическими нестыковками сценария (вроде крайне глупой сцены с криптонитовым копьем, про которое забывают словно это обычный булыжник). Такие несуразицы встречаются практически в каждом блокбастере и обычно зрители такое прощают или вовсе не замечают, однако, как уже говорилось выше, подсознательно в серьезных фильмах такое бросается в глаза куда сильнее, ведь никакой ретуши в виде «сморозил глупость – отшутился» здесь нет. Так что, как говорится, не без изъянов.
Раз уж заговорили о недостатках, упомяну сразу обо всех, благо их тут совсем немного. Во-первых, это рекламная кампания (хоть это и не совсем вина фильма, но уж очень сильно она сказывается на итоговой оценке у многих зрителей). Слишком много всего было раскрыто публике, не говоря уже о том, что акцент на эпической борьбе двух величайших супергероев в истории комиксов совершенно себя не оправдывает. Фильм следовало переименовать в «Бэтмен и Супермен», так как это не битва в прямом смысле этого слова, а скорее столкновение двух разных мнений, попытка адаптации и поиска компромиссов двух борцов за справедливость, ведомых одной целью, но достигаемой совершенно разными методами.
Во вторых, это, как ни парадоксально, нехватка хронометража. Вместив в себя неимоверное количество сюжетных линий и персонажей, сюжет в целом, справляется со своей задачей заинтересовать зрителя, но некоторые эмоциональные сцены были бы еще трогательнее, если бы их дали чуть больше посмаковать, прочувствовать. Например, эпизод с уходом Кларка Кента несколько теряет в своей драматичности ввиду того, что через каких-то 5-10 минут он уже опять возвращается, словно никуда и не уходил. Чуть бы удлинить этот промежуток и сцена возвращения получилась бы куда эмоциональнее.
Некоторые приписывают к недостаткам ленты еще и Джесси Айзенберга в образе Лекса Лютора. Можно долго и упорно спорить над тем, переигрывает актер или нет, но одно можно сказать точно: саспенса он нагоняет как маститый лицедей в хорошем триллере. Сцена беседы Лютора с сенатором в его доме, под аккомпанемент нарастающего стука пальцами по столу надолго остается в памяти.
Однако все недостатки и шероховатости картины полностью компенсируются положительными свойствами этого кинопроизведения. К Заку Снайдеру, как к режиссеру можно относится по-разному, но уж чего у него не отнять, так это великолепной работы с кадром и атмосферой. Начиная с потрясающих по своей стилистике вступительных титров, которые сразу настраивают зрителя на серьезный лад и заканчивая общей цветовой гаммой и работой со спецэффектами, все технические аспекты выверены буквально в каждом кадре. Практически любой стоп-кадр можно смело фотографировать и ставить в качестве фона на рабочий стол. Экшен-сцены радуют своей изобретательностью и в лучших традициях Снайдера пробирают до мурашек (а экшен с выдумкой в последнее время очень актуальная проблема для современных блокбастеров). Приправьте все это традиционно шикарнейшим и надолго врезающимся в память саундтреком Ханса Циммера и Junkie XL и получите один из самых зрелищных фильмов последних лет. Что особенно радует, так это то, что Зак в кои-то веки продемонстрировал, что силен не только в экшене и атмосфере, но и в нагнетании саспенса (сцена в Вашингтоне на совещании поставлена в лучших традициях незабываемого Хичкока, от которой буквально вжимаешься в кресло).
Порадовал в этот раз и кастинг. Генри Кэвилл по-прежнему лаконично смотрится в образе последнего сына Криптона, Галь Гадот харизматична и привносит необходимое женское очарование в каждой сцене со своим участием. Но главным достоинством здешнего актерского состава, безусловно, является Бен Аффлек. Драма и эмоциональное состояние Бэтмена – главное топливо фильма, и Аффлек передает это самое состояние с максимальной самоотдачей. Его печальный взгляд и меланхоличная походка раскрывает персонажа ничуть не меньше, чем диалоги и флэшбэки. Глядя на Аффлека вопросов с его мотивацией не возникает, и даже сцена примирения с Суперменом, которую многие критикуют за наивность и слащавость, становится действительно трогательной, если только, конечно, вы эту эмоциональность прочувствовали.
И здесь мы подходим к ключевому фактору успеха практически любого фильма: зрительскому восприятию. Очевидно, далеко не все готовы всерьез воспринимать экранизации комиксов и драму, происходящую между различными парнями в костюмах прямиком с Хэллоуина (ведь даже в «Темном рыцаре» Нолана серьезный тон многие не воспринимают по причине присутствия там человека в костюме летучей мыши). Также очевидно и то, что у фильма куда более высокий порог вхождения, нежели у большинства остальных блокбастеров.
Если вы ждете от комикс-экранизаций только легкости, привычной жанру шаблонности и самоиронии, то вам лучше пройти мимо, благо ленты Marvel никто не отменял. Если же вам надоели традиционные представители жанра и захотелось чего-то мрачного, серьезного и вдумчивого, то данный фильм стоит оценить. Если вам, как и автору этих строк, нравится после выхода из кинотеатра поразмышлять с подругой (другом) о поднимаемых в фильме вопросах и моральных дилеммах и некоторые недочеты в сценарии вас не пугают, то фильму стоит дать шанс. Если вам не составит труда принять за данность условности жанра и законы его мира, то вашему вниманию откроется действительно вполне стоящая, эмоциональная история с массой запоминающихся и пробирающих до глубины души сцен, которые надолго осядут в вашей памяти.