Будучи детьми, мы малыми шагами знакомимся с первыми литературными произведениями, начиная чаще всего со сказок, которые погружают в неповторимый волшебный мир с различными мифическими существами и позволяют провести грань между добром и злом, сделать для себя необходимые выводы. Кинематограф прошлого века, в частности советский, впервые позволил визуально погрузиться в невиданные волшебные и по - своему простые миры, которые создавались в большинстве случаев из подручных средств. Этот факт позволил поверить в правдоподобность созданных образов и событий. В настоящее время многие фильмы данного жанра переосмысливают, которые больше поражают масштабом и богатыми визуальными эффектами, но не создают сказочную атмосферу. Однако европейские экранизации продолжают выделяться за счет особого преподнесения зрителю, поражая своей дикостью, уникальной простотой и отрешенностью. Тому подтверждение «Страшные сказки» итальянского производства, которые уверовали в параллельное существование придуманного мира.
В этом фильме органично воссоединены три рассказа о судьбах людей разных сословий из смежных королевств. Первая сюжетная линия строится вокруг несчастной королевской семьи, которой не удается познать родительское счастье. Положение в корне меняется после выполнения указаний некроманта, которым предусматривалась сопоставимая высокая плата за исполнение желаний. Другая история о короле, который с невиданной заботой и любовью взращивает блоху до невиданных размеров (мерзкое зрелище). Неожиданно смерть показывается на пороге его дома и забирает жизнь у экзотического питомца. Находясь в отчаянном состоянии, король Диких Гор решает провести турнир, где любой желающий должен отгадать название существа от которого осталась шкура. Но по своей глупости он вынужден сдержать слово и отдать единственную дочь неожиданному победителю. Король третьего королевства - Одинокого Утеса – неумолимый ловелас, который с вожделением ждет ответной любви от девушки, живущей в небольшом хуторе. Дивный и сладкий голос незнакомки лишает его спокойствия до тайной встречи скрытой во тьме.
Содержание картины говорит о том, что сказка совсем не подходит для детской аудитории, ибо присутствует большое количество эпизодов с элементами насилия и непристойности. Показанный мир размывает границы между нашими реалиями, заставляет призадуматься о его существовании в недалеком прошлом. Их время можно разрисовать серыми красками с бледными проблесками света. На глазах угасает радужная атмосфера внутри соседствующих королевств, которые растерзаны и подавлены не только физически, но и морально. Даже высший свет общества не находит утешение в обеспеченности и живет будто по канону, по графику составленному наперед на все свыше отпущенные годы. Будни без сюрпризов и неожиданностей. И создается впечатление, что потерян смысл их жизни.
Этот фильм бесконтрольно может погрузить в самого себя, оторвать от окружающего мира. Вглядываясь в глаза персонажей, зритель будто поддается гипнозу и подхватывает пессимистический настрой духа. И даже веселящий образ Венсана Касселя никак не спасает ситуацию. Героиня Салмы Хайек добивается поставленных целей через огромный промежуток времени, поэтому в ее глазах видны лишь проблески радости и женского счастья. А жизнь такова, будь она явью или сказкой, как только человек решит одну проблему, то за ней неизбежно последуют другие. Так и с героями этого мрачного произведения.
Приземленность событий присуща многим европейским картинам подобного жанра. Так, в 90-е годы выходил итальянский сериал - фэнтези «Фантагиро, или Пещера Золотой розы», в котором также проиллюстрировали тяжелые будни народа, неоднократно подвергавшемуся нашествию различных коварных и могущественных существ. «Страшные сказки» также наполнены интересными и необычными персонажами, которые не так колоритны и детализированы как голливудские товарищи, но имеют более правдоподобный вид - потускневший, уставший, без гламурного блеска. Создается впечатление, что в картине не использовались современные технологии для создания показанного мира и населяющего его обитателей. Можно выделить потрясающие костюмы персонажей, живописные «застывшие» виды местной природы. Кроме визуального минимализма, являющегося положительной характеристикой картины, выделяется легкое музыкальное сопровождение от Александра Деспла. Оно идет в такт разворачивающимся действиям, но преподносится сдержано и в нужный момент. Но есть моменты, когда оно сводит с ума, тем самым доставляя непомерное удовольствие.
Эта сказка раскрепощает изнутри, пробуждает похотливые желания и позволяет убедиться в том, что наружность чаще всего бывает обманчива. Она показывает крах самоуверенности, излишней заботы и наивности. Много фразеологических находок. В каждом существе и событии зритель может разглядеть собственные недостатки. И если человек самодостаточен и развит снаружи, это не значит, что он не инвалид в душе.
Крепкий и самодостаточный фильм, который как минимум удивит своеобразным подходом к зрителю. Название картины полностью оправдано, потому что все истории страшны не только снаружи, но пугающе и отвратительны внутренним содержанием.