Как же приятно проснуться поутру и долго не вставать с постели! Немного потянуться, широко зевнуть и снова укутаться мягким одеялом! В голове стройными рядами протекают приятные мысли. Ты ухватываешься за одну, размышляешь над другой, мечтаешь вместе с третьей, четвёртой, пятой...но тут по всем твоим членам пробегает сладкая истома, твои веки тяжелеют и ты снова погружаешься в мир собственных грёз и фантазий! Что же это - неискоренимая Обломовщина?!
В далёком 1979 году, тогда ещё молодой, но уже зрелый художник Никита Сергеевич Михалков, ещё не успевший принять священнический сан патриарха отечественного кинематографа, не взваливший на свои плечи тяжёлый крест главы Союза Кинематографистов, не обременивший себя предпринимательской деятельностью, ещё не обласканный всевозможными наградами различный фестивалей...ещё долго можно сыпать эпитетами в адрес Михалкова, но боюсь что это может утомить нетерпеливого читателя! Так вот, в далёком 1979 году, талантливый режиссёр, неутомимый романтик, полный творческих идей, снявший бравурный дебют "Своих среди чужих...", элегическую картину по мотивам произведений Чехова и лирические мелодрамы - берётся за русскую классику!
Воспитываясь в благополучной семье, уходящей корнями к старинным дворянским родам, маленький Никита видимо с самого детства проникся симпатией к русскому дворянству. Не без влияния русской классической литературы. И вот он стал задаваться вопросом, - как же эта интеллектуальная элита, опора царствующей династии, постепенно стала вырождаться и в конечном счёте потерпела крах ("как это всё случилось?" - мучится вопросом герой "Солнечного удара")? Поэтому Михалков подошёл к самому переломному моменту в истории России - времени предстоящих реформ и "великих" преобразований Александра II. Помещичий уклад жизни, олицетворяющий старую Россию беспощадно катится в прошлое - ему на смену приходит новая Россия и новый тип людей - разночинцы.
И.И. Обломов - типичный представитель старой России, вернее сказать, герой того времени. Он родился в белой рубашке и мягких носочках, в жизни не знал ни тягот, ни лишений. Лёжа на своём диване, он не замечал и не хотел замечать как проплывает жизнь за его окном. Но повседневные заботы отягощали его безмятежный покой - хозяин квартиры просил съехать, управляющий имения Обломовка писал о неурожаях и недоимках. Но всё это лишь утомляло ленивого барина, ему хотелось чтоб это всё разрешилось как-то само собой. Единственный, кто мог бы ему помочь и вытащить из этого сонного царства - был друг детства, Андрей Штольц - типичный представитель новой России, очень деятельная и практичная натура, - приезда которого Обломов ждал с минуты на минуту. А пока он снова засыпал и видел один и тот же сон - сон Обломова, являющийся увертюрой всего романа и очень важным событием прошлого в повествовании фильма. Волшебная музыка Эдуарда Артемьева (постоянного композитора Михалкова) переносит зрителя в этот сон, придавая ему оттенок ностальгического чувства - в детство Ильи Ильича в имении Обломовка. Что же это? На первый взгляд, это сельская идиллия. Помещичья усадьба, подворье, прислуга, всякая живность, цветущие сады и бесконечные просторы лугов и лесов в округе. Но с другой стороны, вся сущность этой идиллии укладывается в один единственный кадр - отец Обломова в домашнем халате, подпёрши рукой голову, взирает пустым и бессмысленным взглядом на то, что происходит на дворе. Летают мухи, где-то петух погнал курицу, трескуче проехала телега. Дремотная тишина! Но Илья Ильич ещё маленький задорный барчонок, и когда все взрослые погружаются в послеобеденную спячку, он вместе с Андреем выдумывает всякие шалости...
Михалков тут выступает не бездушным наблюдателен упадка помещичьей России, не пытается с хладнокровием оперирующего хирурга анализировать причинно-следственную связь. Здесь он является этаким гоголевским старосветским помещиком, с любовным трепетом рассказывающий историю жизни своего доброго соседа - Ильи Ильича Обломова. Он наполняет свой рассказ флюидами сочувствия, ностальгии, душевной простоты и щемящей тоски по утраченному времени. Помогают же Михалкову в этом рассказе непревзойдённые корифеи актёрского мастерства - Олег Табаков (Обломов) и Юрий Богатырёв (Штольц), обладающие невероятной силой обаяния и харизмы.
И вот наконец приезжает Штольц. Обломов сияет от счастья, что позволяет ему буквально выпорхнуть из своей постели. Андрей решительно берётся за своего друга. Только здоровая пища ("чего же проще - ведь животные здоровее нас - утверждает Штольц, - так ешь то же самое и будешь здоровым") и активный образ жизни. Начинаются выезды в свет. Но все эти бесконечные визиты, мельтешения одних и тех лиц, говорящих одни и те же слова вскоре быстро наскучивают Обломову и однажды он делает Штольцу Откровение, поражающее силой своего воздействия. Но лишь одно было способно вызвать его жизни - это знакомство с дворянкой Ольгой Ильинской (Елена Соловей). С ней он воспрянул духом и вместе они поехали на лето в "сон" Обломова - в его родовое имение Обломовка, уладить хозяйственные дела и начать всё сначала. Но всё это оказалось лишь сном, мгновением, иллюзией счастливой жизни, быстротечно ускользающей из-под ног Обломова. Романтическая атмосфера сменяется драматической.
Как всегда у Михалкова - в фильмах присутствуют символы, - символы времени, эпохи. Здесь такую роль играет первая модель велосипеда с огромным передним колесом. Символ наступающего Прогресса, ускоряющего течение жизни, смывающего на своём пути старый уклад жизни и кардинально меняющей общественный порядок. Обломов тут похож на беспомощного щенка, барахтающегося своими лапками на поверхности воды.
Ещё не отменили крепостное право, пока не прогремели первые взрывы террористической организации "Народная воля", брожение умов не проникло во все слои общества, крестьяне не стали массово перебираться в города на заводы, оформляясь в рабочий класс и становясь лёгкой добычей для революционных агитаторов. Но всё это зреет, маятник Истории раскачивается с полной силой, чтобы ударить в набат. А пока русский барин, лениво потягиваясь, размышляет - что же подадут на обед?!