Грязный, параноидальный цирк моральных уродов, небывалое шоу абсурда, беспросветный всепоглощающий нуар, депрессивный и болезненный, как отходняк героинового наркомана. Фильм, рассказывающий о жизни маленькой девочки, которая оказалась заложницей больной реальности, ее окружающей. Фильи "Страна приливов" - уж поверьте, это то кино, которое, запомнится вам на очень длительное время, это я вам гарантирую! Конечно только при условии, что вам удастся его досмотреть.
Нормальное в мире девочки - это редкость, константа, стертая из формулы. Родители десятилетней девочки Джелизы-Розе - это люди из явно неблагополучной среды, особыми манерами или минимальными понятиями о воспитании ребенка не обладающие, отбросы общества. Отец Джелизы - неудачный рокер, ежедневно упоротый героином, мамаша - жрет таблетки и тоже не прочь уйти от реальности, схожим с папаней способом. Сцена, в которой маленькая девочка готовит шприц для отца, взбивает пузырьки детской ручонкой и вкалывает в вену - показана настолько обыденно, что поражает и вызывает одновременно рвотное чувство. Это похоже на то, как обычный человек заваривает себе кофе. Среди всех игрушек у девочки есть лишь оторванные кукольные головые. С которыми она ведет беседы, надевая на пальцы, потому что больше слушать ее некому. Совсем скоро мамаша девочки "откидывает коньки", перед этим сказав дочке: "Когда-нибудь, моя девочка, я сделаю для тебя что-нибудь хорошее, обещаю", и она сделала, сдохла с шоколадкой во рту. После смерти матери, отец решает увести Джелизу-Розу в дом своего детства, расположенный в бескрайних просторах пшеничных полей на окраине города. На деле дом оказывается заброшенной халупой на отшибе цивилизованного мира. На этом безумное путешествие ребенка продолжается.
Режиссер фильма - Терри Гиллиам, снят подобно путешествию Алисы в стране чудес. Это мир сказок, мечты, иллюзий и приключений, которые живут в голове маленькой девочки. Все происходящее вокруг она воспринимает как игру и приключение. Возможно, это единственный способ защиты детской психики от всего происходящего вокруг, ее марлевая повязка в мире пораженном страшной проказой, в мире разрушаещим, как тело, так и душу. И Джелиза, играючи, не осознает всего ужаса происходящего, ведь она в конце концов просто ребенок, отличающийся лишь тем, что родилась в другом мире, не таком, как у большинства.
Грубые контрасты людской жестокости, мерзости и детской наивности, невинности ребенка больше похожи на контрастный душ. Это отрезвляет и настораживает, пугает, заставляет в очередной раз задуматься на тем, какие же могут быть жестокие и несправедливые люди, задуматься над тем, что возможно не все так хорошо вокруг, как хотелось бы, заставляют точно понять, чего нельзя делать в этой жизни, и на чью сторону встать в этом мире: похоти, алчности, безразличия или любви, добра и заботы.
Безусловно тяжелый, но одновременно реальный мир все таки дает шанс на получение девочкой в конце фильма шанса на нормальное продолжение ее существования, на хэппи-энд. "Большая акула" была взорвана, гибель десятков пассажиров ради спасения одной невинной души.
Сильнейшее впечатление, которое остается после того, как начинают идти титры, ступор и потрясение заставили меня написать все это. Не более того, всего лишь такая мелочь. Для этого и существует кино. По-крайней мере, для меня.