Четырнадцать лет прошло с тех пор, как мы видели «Секретные материалы» по телевидению. Восемь лет прошло с тех пор, как мы слышали о «Секретных материалах». Прекрасный фильм о воссоединении тех самых воспетых в песнях Малдере и Скалли уже благополучно забылся (в основном, конечно, он забылся как не прекрасный или, по крайней мере, «не плохой, но и не хороший» фильм, но не в этом случае), поэтому их очередная последняя встреча вновь оставалась вопросом времени. Времени, в котором Дэвид Линч, обращаясь к Луи, определяет второе правило кинобизнеса как «Надо уйти, чтобы вернуться». И они вернулись! Снова под старую добрую заставку играет фоном «Materia Primoris»! Фанаты надели свои шапочки из фольги и приготовились наслаждаться возвращением.
Но насладились, конечно, не все, ведь любовь к прошлому – монета с двумя сторонами. Можно влюбиться только потому, что это старое доброе «то самое»; можно не влюбиться только потому, что это уже не старое доброе «то самое». Но это уже дело каждого, конечно. Мнения по поводу возрождения «Икс-Файлов» неизбежно разделились (потому что это, видимо, их главное свойство, делиться). И вот одно из них:
Крис Картер, вероятно, очень рад, что ему удалось вернуться к своему детищу. Главным образом потому, что от своего «magnum opus» ему отделиться так и не удалось. Но ограниченный формат мини-сериала/мини-сезона при просмотре кажется его главной проблемой, потому что ему есть что сказать, и сказать очень многое, и он не в состоянии уместить всё это в шести сериях, четыре из которых к мифологии сериала имеют очень призрачное отношение или не имеют отношения вообще. (И, отходя от темы мифологии, «монстры недели» ничуть не уступают большинству «монстров» из классического сериала. Третья серия и вовсе становится в ряд с наилучшими юмористическими эпизодами сериала). А ведь он привык растягивать всё на десяток серий, при этом ничего толком никому в итоге не рассказывая, оставляя задел на очередной сезон и оставляя зрителей в желании этот сезон посмотреть, потому что там-то нам все тайны наверняка раскроют. Поэтому неудивительно, что в первом эпизоде всё происходит очень быстро, оттого – скомкано + то, что хорошо звучит в промо-материалах совсем необязательно будет хорошо звучать в непосредственном диалоге. Отсюда очень волнующие и настраивающие на возрождение франшизы фразы порой просто кажутся очень ненужными в устах героев. В любом случае, в последнем эпизоде Картер плюнул на всё и остался верен себе, не дав никаких ответов. Но в этот раз он явно переборщил. Нет, ну правда, мы все знаем, ради чего (ради денег) всё это делается, но заставь же ты нас поверить хоть в конце, что это не так. Ладно, это, конечно, всё критика, но к Крису всё-таки больше любви, чем ненависти. Он несомненно любит «Секретные материалы» больше, чем кто-либо. Эти вставки с фотографиями из прошлых приключений МиС для меня бьют все минусы возвращения Картера на экраны. Он вновь создал неповторимую атмосферу «Секретных материалов», дал шанс ещё один раз ей насладиться, за что ему большое спасибо.
Ещё он оставил свои надежды уже не на возрождение, а на перерождение «Икс-Файлов» с новыми лицами. Если первые пять эпизодов хотя бы один кадр на серию кричат зрителю, что Малдер и Скалли вернулись (и за это отдельное спасибо операторам), то в последнем эпизоде далеко не один кадр представляет нам агента Эйнштейна и агента Миллера как бесспорных преемников подвального кабинета здания ФБР. И тяжело сказать что-то против. Отличный кастинг, потому что оба в актёрском плане абсолютно попадают в своих персонажей. А главное, у Амелла и Эмброуз отличная химия (кто-то бы даже сказал, что со временем могла бы сравняться с химией старой гвардии – Духовны и Андерсон).
Что до старой гвардии, то всё это стоило затеять хотя бы ради того, чтобы посмотреть на этих двоих вместе ещё один раз. Нет ни одного аргумента, который бы смог бы убедить меня в том, что Дэвид и Джиллиан не наслаждаются каждой секундой совместного времени на экране. Чёрт, да я готов поклясться, что приличное количество раз видел ухмыляющегося Духовны в местах, где Малдеру улыбаться нет никакой причины; а Андерсон просто не могла сыграть некоторые сцены шутливой Даны, и не потому, что она плохая актриса, а потому что это физически и духовно (каламбур не планировался) сыграть невозможно в принципе. Да, возвращение к образам Малдера и Скалли после стольких лет попыток от этих образов избавиться происходит поначалу не то, чтобы болезненно, но тяжко. Но спасает их ещё более усилившаяся после разъединения химия и тот факт, что Фокс и Дана образца 2016 года уже совсем не Фокс и Дана образца классического сериала.
А вот, кто совсем не изменился, так это Уолтер Скиннер. Кроме случая, которого не было, в Техасе и того, что совершенно случайно женился, забыв снять в кадре обручальное кольцо, это всё тот же начальник-скала Митч Пиледжи. Не было предела моей радости от сцены «Малдер и Скалли на ковре у Скиннера». Всегда приятно, когда кто-то или что-то со временем не меняется.
В общем, наверное, персонажи и актёры, которые их играют, – это как раз то, ради чего стоило ждать «Секретные материалы». Из-за них, из-за атмосферы, созданной любящим Картером, и из-за пасхалки в сторону «Блудливой Калифорнии» (если это не пасхалка, то я не знаю, что это) я насладился каждой минутой каждого из шести эпизодов. Спасибо им за это.