— Ты написал «Рождён убивать» на шлеме, а сам носишь значок с символом мира. Это что, какая-то идиотская шутка?
— Никак нет, сэр!
— Что это значит?
— Я не знаю, сэр.
Так что же такое «Цельнометаллическая оболочка?». Шутка или серьезное произведение?
Для начала хочется заметить, что в фильме не пропагандируется ничья идея, поэтому никто не кажется лучше, чем он есть на самом деле. Чтобы показать «две стороны медали» нужен настоящий талант, каким Стэнли Кубрик явно обладает. Поэтому фильм очень интересно смотреть из-за некой двойственности каждого персонажа, присутствующего на экране.
Все начинается довольно забавно, и первые минут сорок фильма скорее всего любой зритель будет по-настоящему смеяться. Это нормально, ведь смотреть на неуклюжих парней, из которых пытаются сделать элиту военной мощи Соединенных Штатов, действительно, смешно. Яркий комедийный образ - сержант Хартман, чрезвычайно громкий, серьезный и очень уж грубый человек, у которого всегда припасена пара безумных фраз. Несмотря на свою жестокость, роль свою он отыгрывает отлично, ведь чтобы создать из мальчишки машину для убийства, нужно очень и очень постараться. В данном случае прекрасно передана и большая физическая нагрузка, и огромное моральное давление, которое доведет буквально любого человека до слез.
Из-за образного разделения фильма на две части, в первой главным героем оказывается Леонард Лоуренс, которого сержант обзывает «рядовым Кучей» из-за слишком уж большой неуклюжести героя. Именно с Кучей и связаны основные юмористические моменты, до какого-то времени убеждающие вас, что вы сели смотреть комедию. Но буквально через десять минут после очередного смешного эпизода зрителю внезапно перестает быть весело, и почему-то происходящее на экране не кажется комической ситуацией.
На этом моменте комедия заканчивается и начинается кошмар. Режиссер отлично передал то, как сильно может измениться человек и как из парня, который своей ухмылкой доводил Хартмана до белого каления, получается безумец, схвативший в казарме оружие, заряженное боевыми патронами.
Вторая же часть повествует о событиях, происходивших с рядовым Джеймсом Дэвисом по кличке «Шутник». Как раз именно эта половина фильма является очень философской, и к некоторым деталям нужно присматриваться очень внимательно. Ниже я приведу список нескольких эпизодов или деталей, которые помогут понять идею, заложенную в произведении.
Для начала хочется обратить внимание на то, что фактически у всех есть клички. Эти самые прозвища как бы даются, чтобы кратко дать характеристику герою, но на самом деле несут гораздо больший смысл. Это показывает, что во время боевых действий сражаются не люди, а лишь пустые оболочки с кодовыми названиями, ведь человек теряет свою сущность в том кошмаре, который из себя представляет любая война.
Дальше хочется вспомнить эпизод, фразы из него я употребил в самом начале этой рецензии. В нем полковник задает Шутнику вопросы, касающиеся противоположных символов, которые рядовой носит на шлеме и груди: убийства и мира. На них он отвечает, ссылаясь на Карла Юнга и его дуалистичность человека. Но это не дает объяснений тому, что тот, кто прикрепляет значок «пацифик», хочет убивать людей и будет это делать дальше. Разве это не абсурд?
Следующий момент уже может помочь подвести некоторые итоги. Есть эпизод, где солдаты, собравшись вокруг убитых товарищей, обсуждают, за что они воюют. Из диалога становится понятно, что никто не знает. Тут и приходит осознание всего ужаса, который творится на экране. Почему человек, стреляющий по мирным жителям с вертолета, считает себя крутым? Почему те, кто могут лишь убивать, спасают, рискуя своей жизнью, друзей? И, наконец, из-за чего гибнут все эти солдаты?
Война делает из людей животных, действующих только благодаря инстинктам. Хищников, единственная цель жизни которых сводится к убийству другого, хотя зачем это делать, никто не знает. Им это нравится, они способны искренне радоваться, пристрелив первого врага, и только они могут на фоне горящего города, потеряв товарищей, петь детскую песню про Микки Мауса. Все же стоит задуматься над фразой того самого солдата, стрелявшего по жителям: «Разве война это не преисподняя?»!