Все чаще среди новинок национального кино просачиваются альтернативные - свои, душевные картины о жизни. Реальной, "без стразов". Якобы эти фильмы о живых людях. Создателей от чего-то волнует: "А кто они, русские? Что у них на уме? Как дела с социальным климатом?" Кажется, уже создан целый конвейер, ставящий данную тему "не для всех" на массовый поток. Под поп-корн.
Конечно, во многом культ русского реализма выглядит очень даже неплохо в этих самых массах на фоне современных "хитов", комментарий на которые невыносимо сложен: настолько все эти "прямые штампы Голливуда" отвратны. И кажется, вот он, оплот качества - правда жизни, суровой, захватывающей. Но только на самом ли деле реали кинематографа отражают реали нашего быта? Сразу вспоминается неподражаемая Валерия Гай Германика со своим пессиместически - суицидальным настроением, выраженном в ее эксцентричный картинах. Пожалуй, "Все умрут, а я останусь" настоящий титан нуара по-русски, а за одно агитатор вышеописанного "правдивого" среза кинематографа. Мы видим кровь, насилие, грязь, гниль; боимся, что за углом поджидает неправдоподобно взрослый для "одиннадцатиклассника" мужик-наркоман-насильник с ножиком. На деле же - ничего не происходит. И, по словам Булата Окуджавы, "Вряд ли что-нибудь произойдет". Думается, в подобных "серых" картинах нарушено чувство меры. Отчего-то на глубокие вопросы менталитета и социальной сферы создатели сего среза в кино решили отвечать не менее, чем однотипно просто: "Видите ли, у нас, в России, все очень-преочень плохо". Парадоксально, но даже в альтернативном кино, оказывается, есть свои штампы. Хотя, вполне возможно, все дело в предрассудках. Но я не буду настаивать.
"Класс коррекции" - это современный, противоречивый, играющий на "больных струнках" России фильм. История закручивается на пораженной параличом нижних конечностей Анфисе Чехове. Отец давно сбежал, мать, видимо, в глубокой депрессии, а лифт в подъезде многоэтажного дома героини сакраментально - "по-русски" - не работает. Суицидально-пессимистическое положение норовит исправить перевод Анфисы с домашнего обучения в класс коррекции - пристанище обремененных местной школы. Вот только, как оказывается, долгожданное сообщество, которого наша школьница так долго ожидала, в приближении оказывается не таким уж приятным, как могло бы показаться ей на первый взгляд.
И что же в итоге? Да, в принципе, ничего особенного. Картина во многом унаследовала от своих "лабильных" единомышленников по поджанру горькую нотку отчаяния. Мы видим ту же норовито чрезмерную жестокость социума - непроглядную грязь, пусть и интригующую в рамках кинематографа - разваленное, очерствевшее общество. И, сравнив картинку на экране с картинкой из окна, мывидим, перед нами явно кривое отражение действительности. Главная героиня - суть ангел в коляске: в свои 16-17 она и добрая, и умная, и красивая, и начитанная, а главное, не по годам проницательная личность. Серьезно, реальности ее персонажу придает разве что компенсаторная инвалидность. Но ладно, героиня слишком идеальная - смахивает на придирку. Но посмотрите на мир вокруг нее: он завистлив, циничен - гниет. Чрезмерно черный. Как в кошмарах.
С чувством меры, конечно, в данном кинопроизведении накладочка вышла. Но даже при явных преувеличениях интриги ради истины в нашем фильме все же куда больше, чем скажем, в популярном сериале "Школа" и ему подобных. Да, и здесь мы видим застрявшие в умах режиссеров и общества штампы "черствого" поведения, но в нашей истории все это относительно гармонично сглаживается, думаю. Тем более здесь нет ни повальных убийств, ни насилия за каждым кустом - основной строй фильма в целом даже положительный, что, без сомнений, огромное преимущество. Огромное! Не без пласта ироничных шуток о "пофигизме" в России, профессионально-доверительного исполнения актерских ролей, Марии Поезжаевой в особенности, а также достаточно динамичного сюжета, картина уверенно выделяется на фоне ряда содружественных ей по духу проектов.
Перед нами своеобразное, с интригующей, противоречивой концовкой, эмоциями, хорошим впечатлением от просмотра и долгим послевкусием творение российского кинопроизводства. И кажется, даже в осуждаемом мною - в искаженой реальности нет и намека на злой умысел: ведь это интересно - захватывает. Но все же оговорюсь: попытки снимать реалистичное, глубокое кино сквозь призму преувеличений и штампов, по сути, и звучит уже как-то неправильно. Да, на интриги, выдаваемые за чистую монету, повторяюсь, очень приятно смотреть - они окупаемы. Вот только не получилось бы так, что однажды мы поверим и в насилие, и в серые будни за окном. Позитивизм все-таки никто не отменял.
И к счастью, кажется, с этим фильмом в последнем не все потеряно.
8,5 из 10