Всё началось как хорошо снятый "типичный российский сериал": впервые в заграничном творчестве я увидел персонажа, привычного для российского кинематографа. Возможно, из-за желания дать зрителю широкий плацдарм для самоидентификации и вызвать максимум его эмоций, получив полное сочувствие, нередко создаются этакие персонажи жертвы-мученицы - "идеальные" девушки, умницы-красавицы, постоянно сталкивающиеся с несправедливостью этого мира, как героиня данного сериала Клэр Роббинс. При этом реакция, которой они отвечают на свалившиеся трудности, типична - слёзы. Такой персонаж никогда не даст отпор: чтобы зритель сопереживал персонажу, тот должен быть слабым, но, вместе с тем, достойным переживания. Таким образом создаётся символ чистоты и непорочности, слабый огонёк свечи, что пытается выстоять под действием внешних сил. Как такому не сопереживать? Но сочувствия, как по мне, недостаточно: посадите зрителя перед экраном, на котором транслируется избиение детей, и он будет сопереживать. Но можно ли это назвать творчеством, искусством? Хороший сериал (а хороший сериал - это искусство) должен обладать идеей, которую зритель уносит с собой, а не просто играть на его чувствах, а потом и вовсе уйти из памяти, уступив место чему-нибудь другому. А есть ли идея в данном сериале?
Разочарование от сюжета стойко держалось у меня практически до конца первой серии, как вдруг одна сцена изменила всё. Последняя сцена, в которой главная героиня говорит по телефону со своим, мастурбирующим на её голос, братом, послужила внезапным намёком на то, что данный персонаж - вовсе не безличная, усреднённая, нереалистичная девушка, созданная сценаристом только для того, чтобы вытягивать из зрителя сочувствие, а девушка, чьё поведение вызвано возможной психической травмой и обстоятельствами её жизни. Это одномоментно превратило её "эталонные" реакции (которые на российском ТВ считаются чем-то вроде показателей чистоты и непорочности) в "проблемные" реакции - следствия определённых жизненных проблем. Так сериал обрёл в моих глазах некоторую глубину и естественность. Упомянутая сцена позволила иначе посмотреть на всё то, что происходило с героиней на протяжении серии. Так, заиграли новыми красками сцены в стриптиз-баре: её взгляд на выступление, инстинктивный отпор приставшему мужчине. Возникло ощущение, что героиня подавляет в себе свои физиологические желания, так как представление о них, возможно, извращено её братом, а также в целом не спешит открывать себя людям. Пусть это - всего лишь предположение, но сам факт его появления свидетельствует о том, что данный сериал - не бездумное и пошлое, фальшивое накручивание зрителя, а, возможно, искусство.
"Пора осознать свою силу" - сказал Клэр её руководитель Пол Грейсон. И, кажется мне, она осознает. Возможно, нас ждёт весьма неплохой сериал о трансформации персонажа под действием внешних обстоятельств (прямо как в легендарном "Во все тяжкие", что связан с данным сериалом сценаристкой), а может быть сериал не оправдает ожиданий. Одной серии недостаточно для того, чтобы сложить полное впечатление о сериале, но вполне достаточно для появления надежды на то, что сериал окажется достойным. И лично у меня подобная надежда родилась вместе с последней сценой пилотного эпизода.
Отдельно хочется отметить идеальный опенинг сериала, изящный, эффектный и красивый, снятый в лучших традициях канала Starz.