Внимательный всегда обратит внимание на взгляд. Ведь по нему можно оценить не только подлинные эмоции, но и больше - самого человека, пусть это будет даже первая встреча. Известный факт: глазами невозможно обмануть. Искусные в фальши тренируют свои губы, создавая добрые улыбки, мастера же - практикуют сгибание мельчайших ямочек, морщинок на лице. И только орган зрения не подвластен ни тем, ни другим. Без преувеличения, глаза - крайне глубокая, таинственная штука.
Картина "Я-начало" непростое проницательное - другое кино. Предчувствие этого ощущалось уже на первых минутах просмотра. Но до того момента, когда самобытность проявила себя, все же имело место описательная предыстория.
Молодой ученый в попытках доказать отсутствие нематериального стремиться опровергнуть единственную, как он сам сказал, ниточку, доказывающую существование Бога. Битые годы он искал зрячего прародителя, выпавшие звенья эволюции, но все было тщетно. Свет озарения принесла его трудолюбивая помощница. Вместе они рождают идею вырастить червяку глаз, доказав тем самым, что зрение не есть дар Божий - это лишь положительная мутация.
Параллельно с научными изысканиями в жизни главного героя появляется до невозможности странная девушка с трансформацией радужки на оба глаза. Беспечности ее не было предела: она двигалась, думала, жила, словно взрослый ребенок, верующий и в ортодоксию, и в свет духа внутри каждого. Мне очень понравилась та паутиновидная загадочность, возникшая и развивающаяся в фильме благодаря ей. Своим присутствием героиня построила очень интересное противоречие как в жизни молодого ученого, так и в умах зрителей.
С тех пор картина плавно переросла в огромную контру: есть ли за дверью материального Божий, ортодоксальный свет? В данном ключе кона и развивалась практически до своего окончания. Все это было огромным спором с зигзагами эмоций, кровью, странными опытами о переселении душ. Но больше всего впечатлений возникало от чувств, вызванных просмотром вышеописанного. Картину метало то вверх, то вниз - от радости к глубокому горю. И все это воспринималось действительно так. Фильму во многом удалось качественно реализовать все грани эмоций, в нем присутствующих.
Трудно сказать, чья именно эта заслуга. Я думаю, здесь имело место профессиональное начало как самого сценария, так и процесса создания фильма, включая все этапы от актерского мастерства до грамотной операторской работы. Это как-будто бы тот случай, когда недостатков на поверхности не видно, а копать вглубь нет ни желания, ни надобности. Фильм воспринимается таким, какой он есть - интересным, необычным, и конечно же, сложным сквозь кажущуюся простоту.
До просмотра "Я-начало" я и думать не думал о том, что до сих пор не существует эволюционной лестницы глаз. Странно. Но как бы оно не было - глаз это поистине зеркало, отражающее если не душевные, то хотя бы искренние глубины человеческого сознания. Тема фильма сама по себе интересная, захватывающая. Было бы удивительно, если из такой идеи не получилось бы достойного фильма.
Концовка заставляет зрителя во что-либо поверить: будь то глаз у червяка или те же глаза, возникшие на фотографии статуи Девы Марии. Но я думаю, что возможен и третий вариант: спокойный нейтралитет в виде просмотра воздушного, пусть и с порывами ветра, крайне любопытного кино, с приятным впечатлением от просмотра и долгим послевкусием.