Эта рецензия не на весь сериал. Эта рецензия на один единственный эпизод из 202. Рецензия на 18 эпизод 6 сезона под названием "Milagro", что в переводе на русский означает "чудо". Этот эпизод не раскрывает сути так называемой "мифологии" сериала, рассказывающей о двух агентах ФБР, столкнувшихся или думающих, что столкнувшихся, с правительственным заговором, скрывающим существование и непосредственное вмешательство в земную жизнь инопланетных существ. Этот эпизод не характеризует подавляющее большинство так называемых "монстров недели", рассказывающих о буднях двух агентов ФБР, работающих в отделе "Секретных материалов" и каждый день сталкивающихся с чем-то, что ранее не считалось существовавшим, и пытаются объяснить то, что ранее считалось необъяснимым. Это, что называется, "stand-alone", то есть стоящий в сторонке от всех иных эпизодов на довольно большом расстоянии (при этом от каких-то дальше, к каким-то ближе, но всё равно большом).
Не так-то просто выбрать из 202 часов 1, на который бы тебе хотелось обратить особое внимание. Тем более при таком разнообразии жанровых оттенков, которое присутствует в "Икс-Файлах". Но тут особенный случай, ведь один час, прожитый более десятка раз с одинаковым, а иногда и возрастающим, удовольствием, неизбежно становится твоим любимым прожитым часом. По крайней мере, из тех двухсот двух.
В "Милагро" очень красивый как с точки зрения языка, так и с точки зрения сюжета сценарий. Построенный на постоянном взаимодействии каких-то двух персонажей (лишь дважды в кадре встречалось три героя, и это были очень важные для дальнейшего развития событий временные отрезки), то есть на постоянном диалоге, эпизод богат на крупные планы лиц актёров, что не оставляет последним никакой альтернативы, кроме как играть. Играть убедительно, чувственно и проникновенно. И они играют.
Духовны здесь отведена лишь малая роль, из которой он выжал всё, на что только был способен: присущие его герою недоверие и при этом неуёмное желание доказать свою правоту, когда ему не верит никто; страх за жизнь Даны, рождённый от чувства, в котором он себе ещё не признался.
Главное же действие происходит между персонажами Джиллиан Андерсон и Джона Хоукса. Даже когда они не находятся рядом друг с другом, всё равно между ними умело создаётся неразрывная связь. Читает ли она его строки, читает ли он её мысли — они говорят друг с другом на языке, который и им самим понятен не до конца, они могут только догадываться о его происхождении. И оба в итоге ошибаются.
Четвёртым действующим лицом картины является герой Нестора Серрано. Он появляется то тут, то там на протяжении всей серии, но вступает в диалог лишь раз, и это прекрасно сыгранная сцена внутреннего разговора писателя со своим персонажем.
Каждый диалог — будто бы что-то магическое, каждый раз обрастающее чем-то новым, ранее не замеченным, каждый раз открывающее с какой-то другой стороны, путь к которой ранее был наглухо закрыт.
Словно сердцебиение, действие идёт неспешно, периодически нещадно учащая темп, что отображается и в музыкальном сопровождении. И это не просто сравнение, при написании Марк действительно использовал записи биения человеческого сердца в разного рода ситуациях, чтобы как можно более точно отобразить и усилить эффект от происходящего на экране, где главным символом и главной темой является сердце человека.
"Milagro" — полотно, на котором есть грубые, неаккуратные мазки, но их настолько мало, что общая картина превращается во что-то неосязаемое, постигаемое лишь эмоциями, постигаемое лишь сердцем. Сердцем, которое уже было зажжено однажды. Сердцем, которое неизбежно погаснет, но только для того, чтобы зажечь ещё большее пламя.