Душа богата чувствами. Последние бывают разными - как по качеству, так и по глубине. Вся их совокупность, от малого до велика, проявляется в человеке цельным, характеризующем его светом - в голосе, движениях, взгляде. Вместе с тем существуют переживания настолько яркие и продолжительные, что будто бы влияют на душевное, а стало быть и на внешнее, сильнее прочих. Я говорю о качествах, по которым, собственно, и судят. Простая доброта, честность, самоотверженность - в этом голосе "изнутри" скрывается вся сущность человека - сам человек.
Речь в тексте пойдет о не менее важном чувстве - любви к своей Родине. Звучит, возможно, слишком "глубоко" или "сильно", учитывая тематику кино. Ведомый скажет: "Не легче посмотреть культовый, не "Западный", фильм, определенно более искусный в тех самых качествах? Еще более умный скажет: "Не легче ли посмотреть некоммерческое - "культурообразное" кино?".
Трудно сказать, найдется ли ответ на данные вопросы в нижележащем тексте. Мне думается, всегда будут какие-то рамки, ограничивающие кругозор в силу разных предубеждений. Выбор, как всегда, за каждым. Здесь речь пойдет просто о фильме. Вне рамок. Все же надеюсь, не только на заданные, но и на многие другие вопросы читатель найдет свой ответ.
Картина "Спирит: душа прерий" представляет собой колоритное произведение про горячие сердца, ветер в гриве и дали Прерий. Это в высшей степени душевный фильм. С первых минут он раскрывает зрителю все переливы граней исключительно сердечных понятий. И, как можно догадаться, делает это на высшем уровне.
Вместе с тем история не представляет из себя что-то исключительно новое: перед нами то же состояние "все хорошо" в начале, "неожиданная" проблема, которая "все" изменяет только к худшему, и, конечно же, ретивое желание героев вернуть все вспять ближе к кульминации. Это действительно так. Но Вы только посмотрите, насколько глубоко "копает" произведение в каждом из выше описанных пунктов!
Если мы говорим о вступлении, то перед нами представлен, действительно, целый гармоничный мир, полный настоящего, не "притворно-сладкого" счастья. Обратите внимание, очень часто в фильмах, описывая жизнь главных героев до проблемы, создатели кино будто бы пытаются опустить этот важный этап повествования. Как-правило зрителя не удается заинтересовать ни самобытом жизни, ни атмосферой благополучия. Даже шутки далеко не всегда спасают, и создатели, будто бы понимая это, стараются "промотать" вступительную часть к основному разделу - проблеме, глубокой и многообещающей. А теперь вернемся к Спириту и его Прериям: подумать только, насколько красиво удалось показать жизнь рядового жеребца! Подобным описанием не каждый-то человек может похвастать. Разберемся в причинах данного качества.
Все начинается с кинопроизводства. Думаю, не стоит долго распространяться об очевидно адекватном складе ума сценаристов. Единственного комментария требует факт отсутствия лингвистики у животных, общающихся в кадре исключительно невербальным способом. Шаг этот очень верный. Как ни крути, а направление это, пусть и обременяющее во многом, играет роль очень важную. Через его призму и действия, и атмосфера становятся немножко проницательнее, а главное, интересней.
Еще до того как зритель насытится смыслом, уже тогда, в полном объеме, перед ним стояла КАРТИНА. Это были, да, бескрайние дали Прерий, пестрящие безупречной графикой и прорисовкой, достойной конвертирования. Не даром, описывая этот чудный край, текст песни на фоне гласил: "This place is paradice". Перед нами предстал качественно созданный "рай на земле" с вольным ветром, безграничной свободой, полной радости. Смотреть на этот мир можно было бы и без динамики событий - настолько он хорош. Во многом, как мне кажется, его дополнило звуковое сопровождение. Здесь музыка - важный эшелон в борьбе за качество. Мужественная "хрипота" Брайна Адамса, слитая с "супераакордом" от Ганса Циммера творит настоящее чудо. И если подойти к вопросу серьезно, саундтрек вполне способен заполнить немножко памяти в плеере с любимой музыкой.
Перед тем как говорить о проблеме фильма, важно учесть все достоинства вступления. Осознав их, становится понятна причинно-следственная связь, по которой история наследует "высший уровень" повествования. Спирит теряет родину - страдает, но отважно рвется домой. Тучи сгущаются - и уже ни один как-минимум детский глаз не способен сдерживать слезы. В попытках лошади во что бы то ни стало вернуться мы видим еще одно неоспоримое душевное качество - борьба за то, что ты любишь. Мы видим отвагу. И снова перед нами не потуги и штампы, а именно качество. Даже если оставить чувства - любая эмоция, как мне показалась, в фильме была передана очень точно - как в жизни. Складывается впечатление, что фильм будтобы был нацелен на исключительную реалистичность. Да, перед нами все тот же простой, облачный мультик про лошадку. Но если заключить об уже написанном, понимаешь, насколько глубоко он сделан. На этом моменте зритель обычно поражается, осознавая всю эту зрелость чувствами. Оттого и вывод, что возрастные рамки в данном случае совершенно не играют роли. В последнем, как мне кажется, виден истинный показатель качества для мультипликации.
И все-таки, когда смотришь на табун лошадей под ясным солнцем, когда слушаешь атмосферные порывы голосовых связок Брайна Адамса, понимаешь, есть в фильме нечто большее, чем просто искорка. Что-то неописуемое, но понятное каждому. Что-то душевное. Может, уже поэтому стоит хотя бы обратить внимание на это кино?
Но даже если откинуть всю фабулу сердечного, перед нами остается качественное порождение мультипликации, любопытно построенное как в мелочах, так и в самой основе. Безупречная графика, интересный, не обремененный логически, очень захватывающий сюжет, проницательный смысл - фильм имеет множества бесспорных качеств, завидно выделяющих его на общем фоне. "Спирит: душа прерий" удачно подойдет как взрослому, так и ребенку, а также любому, кто все еще жаждет вспомнить, что есть настоящее кино. Кино со смыслом, атмосферой и послевкусием. Приятного просмотра.