Потянуло на классику. Ба, Томас Харди!. «Вдали от обезумевшей толпы». 2015 год - свежачок! Кажется, пятая или шестая экранизация после Джона Шлезингера(1963). Да еще британского производства.
Смотрю. Казалось бы все в этой версии со знаком качества. Пейзажные краски, планы, стилистика викторианской эпохи, музыка, актеры…Вот только где-то посередине ленты супружница сказала, что тягомотно. И отклеилась от экрана. Я с ней внутренне согласился, но заставил досидеть до The End. Каюсь, самого романа не читал, и было любопытно, чем закончится интрижка.
Досидел, но впечатление только ухудшилось. Рой эмоций и вопросов, главный из которых – отчего? Решил почитать, что думают рецензенты. Те в основном хулят актеров. Бельгиец Матиас Шонартс ( фермер-пастух Габриэль)хорош, но слишком зализан в добродетелях. Красавец Майкл Шин (благопристойный богач, владелец соседнего имения Уильям) то поет, то плачет. Том Стерридж (бравый сержант Трой) переигрывает. А Кэрри Маллиган (главная героиня, хозяйка фермы Битшеба) вообще не играет, а лишь позирует. Некоторые винят режиссера – датчанина Томаса Винтерберга, одного из декадентов авангардистского клуба «Догма95». Дескать, взялся не за свое дело. Точнее, побоялся экспериментировать, и получилась сладенькая пастораль.
Однако, мне такие пассы показались неубедительными. Актеры играют вполне прилично, операторская работа – выше всех похвал. А ломать сюжет и каноны жанра – занятие амбициозное, но – на достаточно редкого любителя.
И вдруг пришла простая мысль: а может ощущение фальши и туфты возникает из-за того, что сама фабула неубедительна, а образ героини – несимпатичен. Или в режиссерской версии. Или – осмелюсь возомнить – у самого Харди. Или – просто как результат эволюции нравов.
Неважно. Но когда тебе показывают метания молодой женщины между надежностью, богатством и сексопильной стервозностью, из которых она легко выбирает последнеюю, то, во-первых, это банально. Во-вторых, весь антураж высокой духовности, напяленный на ее образ, тут же слетает, обнажая обычную самку. По человечески это понятно, это не осуждается. Но неинтересно. И девушка как личность несимпатична, даже неприятна. Потому что при такой реакции для мотивации ее отношении к двум другим «женихам» вполне подходят такие версии, как корысть, расчетливость или элементарная черствость.
Правда вначале фильма обращает на себя фраза, в которой она говорит, что хотела бы быть невестой, но не хочет быть женой. А где-то дальше, отвечая, почему не замужем, объясняет, что пианино у нее уже есть. Предполагаю, что в ней Харди задает таким манером мотив эмансипации, некоего бунта против сонной, болотной атмосферы викторианской Англии. И тогда все метания Битшебы обретают у него некую высокую, идейную ноту.
Но даже если это и так, то как историческая зарисовка это уже неактуально. А глазами современного человека – слишком мудрено. Для современных нравов перепих с породистым жеребцом - это не «падение», а обычная утеха, эликсир для здоровья. И когда, запаниковав от того, что осталась на нуле, дамочка вскакивает на коня и мчится догонять самого безропотного и преданного, хэппи энд выглядит столь вымученным и фальшивым, что перечеркивает все очаровательные сцены, которых немало было в ленте. Она уже так разозлила своим поведением, когда так и хочется сказать: лучше б она упала с лошади.