"Марсианин" – или курс выживания от Ридли Скотта.
Где основной сюжет, сценарий и всё действие направлено на Мэтта Деймона и его жизненные приключения на Марсе. Именно на этой планете происходит основное действие картины, все обстоятельства которой рисуют экстремальные условия. Условия развивающие жизненную стойкость, борьбу с трудностями и опасностью. Порой через юмор и своеобразную шутку главный герой ищет выход из ситуации, лучшее решение сложившихся проблем, проявляя находчивость и изобретательность. Словно персонаж с романа "Робинзон Крузо", только уже на Марсе, даёт смысл и большую схожесть по идее фильма.
Ещё большая схожесть по фильму «Луна 2112», где изолированное, брошенное и забытое на произвол одиночество героя, а поступки и действия напоминают отрешённость этого мира. И последнее, некоторые места восполняют интригу фильма «Аполло-13», показывая расчёты, переживания и давление сюжетной линии. Которое даёт человеческий и эмоциональный всплеск.
По технической и постановочной стороне скажу кратко и банально. Сюжет есть и выдержан, игра актёров на уровне, выделять кого-то нет нужды, хоть и Мэтт Деймон главный герой. Оператор, монтаж – всё хорошо. К достоинствам можно смело отнести виды планеты Марс, модули и космические челноки, впрочем, как далёкий и близкий открытый космос. Лишь музыка в фильме чуть аморфная, как красивая сладкая конфетка, которая сама по себе. И не даёт той связи с чаем или кофе, которую должна давать. Нет всплесков и падений в бушующей яме дирижёра (композитора), если вы меня понимаете?!
Саундтрек к фильму не совсем подходит и является слабым звеном. Многие песни взятые и переделанные в ремикс по стилю диско сыграли злую шутку, делая отдельные части кино – посмешищем. Это вам не «Стражи Галактики» с детством, юмором и драйвом.
Но вернёмся к самому фильму.
Марсианские хроники продолжаются всё большим приключением, пусть неторопливым, но всё же приключением марсианина на Марсе. А там у нас происходят нескучные вещи, обыгранные в художественной форме. Я имею ввиду приукрашенные, во многом рассчитанные на аудиторию, чтобы удержать зрителя у экрана. И справедливости ради надо признать действие разбавленного научного подхода в лабиринтах фантастики, что способствует смотрибельности этого фильма. Ведь космическая тематика нового уровня смешивает и развлечение и документальный подход авторского метра в единое целое. И это работает.
Больше скажу, несёт необременительное действие просмотром, довольно длинного хронометража. Где концовка фильма, определённо получилась и радует зрителя переживаниями, больше чем сам фильм. Впрочем, после основного завершения этого космического приключения, сумели-таки испортить мажорными вставками, опять-таки музыкальной безвкусицей и общественным гимном восторгов и рукоплескания. Иными словами, сделали хеппи-энд общественной морали. Ну как же без этого.
При всех достоинствах данной картины, есть конкретная, но ощутимая критика в адрес постановки. Которая всё же получилась выхолощенная, ей не хватает чувственности и эмоционального стержня на протяжении львиной доли этого фильма. Вроде бы всё есть, но уже не за кого так не переживаешь, не радуешься, не чувствуешь себя сопричастным в любом эпизоде. Это, пусть не основной, но жирный минус в постановке. И если брать в пример «Интерстеллар» Кристофера Нолана или «Гравитацию» А.Куарона, то мы получаем хорошее зрелище, но недотягивающее до шедевра.
И тут уже не играет роль, где большая правдоподобность или реалистичность? В художественном выражении можно не гоняться за точностью и дотошностью неоспоримых документальных фактов. Но это недостающее чувствительное звено книжной эмоциональности, всё больше и больше остаётся в 90-х, 80-х, да хоть в 30-х годах, но только не в 2000-х, нового века. И в этом, мне думается главная проблема громких и именитых, зрелищных и эффектных, таких вот фильмов.
Где накал страстей? Где накал? Где? Есть наигранность, но нет взрыва человеческих эмоций (страстей).
Подведя итог, можно сказать (вердикт) :
Добрая ирония спасает положение улыбкой иногда смехом, делая этот проект для массового пользователя больше развлечением, а уж потом приключенческой псевдонаучной фантастикой.
Однако значимое событие, фестивальное кино, как «Эверест» на Венецианском фесте, так и «Марсианин» на фестивале в Торонто сделал аншлаг.
Кино стоит того, чтобы советовать и рекомендовать в жанровой принадлежности.
P.S. * Настоящий ли это Марс? А почему бы и нет? С какой стати его прежний вариант должен быть жизнеспособнее и реалистичнее этого нового? Разве это не грех гордыни, не интеллектуальное высокомерие — требовать, чтобы Вселенная соответствовала твоим представлениям о ней? С какой стати Марс должен был оказаться именно таким, каким его рисуют себе жители Земли? – Роберт Шекли.