Из пункта А в пункт Б выехала машина с тремя пассажирами: обычная американская семья, которая решила провести выходные в своем загородном доме, поиграть в гольф, побороздить просторы живописного озера на собственной яхте и просто отдохнуть душой на природе. Сколько времени понадобится им, чтобы выполнить все свои планы, если известно, что их ждет встреча с Иксом и Игреком?
Выходные для семьи Фарберов выдались на славу, теплая погода располагала к прекрасному отдыху, во время поездки к дому супруги играли в игру «Угадай мелодию», классическая музыка создавала атмосферу, наиболее подходящую для релаксации, все было идеально, до тех пор, пока…. Пока не ворвалась композиция группы «Naked City» «Bоnehead» и не разорвала на части уютную идиллию семейного отдыха. Собственно, это была только первая предвестница грядущей беды, которая не заставила себя ждать, приняв облик вежливого юноши и постучавшись в дом незваным гостем. Натуральный блондин приятной наружности, в белой одежде и в белых перчатках вежливо попросил хозяйку одолжить четыре яйца для соседки, приславшей его с этой просьбой. Невинная просьба, не так ли? Кто из нас не одалживал продукты или деньги знакомым? Никто не заподозрит другого человека в подвохе, если он вдруг при нас нечаянно разобьет только что полученные яйца. Что мы будем делать? Вариантов поведения несколько:
а) вместе посмеяться над чужой неловкостью и дать новую порцию яиц
б) не давать больше ничего такому бедоносцу и постараться избавиться от него, сказав, что продукты закончились
в) дать ему денег и отправить в ближайший супермаркет за яйцами и прочими сувенирами, пусть ни в чем себе не отказывает.
Думаю, большинство из нас выберет первый или второй пункт, как и поступила Энн, дав мальчику еще яиц и попросив его покинуть ее кухню. Но когда и новая порция яиц оказалась разбита, а за третьей порцией пришли уже двое мальчиков в белом, нервы Энн уже не выдержали. Обратившись за помощью к мужу в надежде, что он сумеет избавить их от назойливых гостей, она не заметила того, как оказалась втянута в чужую забавную игру. С этого момента обаятельные и привлекательные незнакомцы будут третировать семью, и заставлять их играть по навязанным правилам.
Самое интересное, что нам показывают не совсем обычных маньяков. Эти двое исключительно вежливые и обходительные молодые люди, вооруженные до зубов приятной внешностью, опрятной одеждой, белыми перчатками и убийственными манерами, которые открывают перед ними любые двери гораздо эффективнее всякого оружия, поэтому вторжение происходит без лишнего шума и пыли. Если бы не специфический род их деятельности, их можно было бы принять за соседей, живущих в доме напротив, или безобидных менеджеров по продаже одного очень известного стирального порошка.
Жертвы ведут себя как овцы, которых ведут на заклание, они почти не делают попыток к сопротивлению, позволяя мальчикам делать с ними все, что им придет в голову. Фраза, которая не раз звучит на протяжении всего фильма «Делайте так, как вам будет удобно», в полной мере отражает всю пассивность семейства. Они не пользуются теми шансами, которые им выпадают, чтобы защитить себя, а если и пользуются то только для того, чтобы их упустить. Впрочем, выбора у них нет и именно это говорит им Пол (один из злодеев). И если его слова еще можно подвергнуть сомнению и оспорить, заявив, что выбор есть всегда, дальнейший трюк с пультом наглядно докажет подлинность слов Пола. Фокус с пультом – одна из мощнейших идей сценариста и режиссера Михаэля Ханеке, своеобразная изюминка фильма и еще одно прямое издевательство над зрителем, никогда не видевшим ничего подобного и раздраженным таким поворотом событий.
Еще одной изюминкой ленты является неоднократное обращение Пола с экрана к зрителям. Каждый раз он спрашивает нашего одобрения, австрийский режиссер использует этот прием, чтобы играть со зрителем, вовлекать его в процесс и не оставлять в стороне. Но Ханеке не просто играет, он разрушает все каноны триллера, раз за разом обманывая ожидания зрителя. Ждете кровавых сцен? Их не будет, а все самое интересное окажется скрыто от глаз, поскольку вместо созерцания крови вам будет предложено полюбоваться «интереснейшим» моментом приготовления бутерброда. Ждете насилия, глядя, как плотоядно смотрят мальчики на Энн? И опять ошибаетесь, ибо дальше определенных рамок Ханеке не пойдет, вновь оставив вас с носом. Ожидаете бу-эффектов, щедро сдобренных саундтреком? И этого не будет, поскольку от музыкального сопровождения режиссер решил начисто отказаться. Надеетесь на то, что кто-то окажет сопротивление и даст отпор наглым товарищам? Этой мыслью можете тешить себя до последнего кадра, ведь надежду, как известно, хоронят последней. Хотите, чтобы один из маньяков, который выглядит немного человечнее, вдруг раскаялся и перешел на светлую сторону? И снова ошибаетесь, потому что у режиссера совершенно иной взгляд на развитие событий. Подведем итог, 5:0 в пользу Ханеке.
Еще одно очко в пользу картины добавляет прекрасная актерская работа Наоми Уоттс (Энн) и Майкла Питта (Пол) У Питта получился незабываемый образ маньяка, он настолько вжился в роль своего героя, что тот обрел реальное тело и реальную жизнь, и от этого становится немного не по себе, особенно в финале картины. Наоми чувствует себя в кадре так, как настоящая жертва, ни на минуту не позволяя нам усомниться в том, что ей действительно страшно. Девон Джирхарт, сыгравший роль младшего члена семьи – сына Джорджи, ни на йоту не уступает своим именитым коллегам по цеху и выглядит очень достойно, демонстрируя живые эмоции напуганного мальчика. Что касается Тима Рота (Джордж-старший), то со своей ролью груши для битья он справился безукоризненно, блестяще воплотив в жизнь замысел режиссера, решившего показать нам, что и глава семейства может оказаться слабым и спасовать перед настоящей опасностью, тем самым опровергая известный тезис «мой дом – моя крепость».
Несмотря на то, что сценарий кажется практически идеальным, по ходу фильма то и дело возникают вопросы, и первый из них, откуда взялись эти юноши? Кто они такие и в какой реальности они существуют? Они скрывают свои имена, то представляясь Питером и Полом, то называя друг друга Томом и Джерри, то Бивисом и Баттхедом. За все время лишь один раз звучит имя Кевин, которое, возможно и является настоящим именем одного из маньяков. Если у данной конкретной семьи были проблемы со связью, то что мешало предыдущим жертвам вызвать полицию и разделаться с непрошеными гостями, ведь юные ангелы смерти спустились на бренную землю не вчера? У жертв не было родственников, и никто не побеспокоился о том, что их близкие вдруг перестали отвечать на звонки? Почему изменившееся поведение друзей не вызывает у Фарберов никаких подозрений? Почему они не обращают внимания на то, как бурно реагирует собака на появление мальчика в белом? И самый главный вопрос: как бы развернулись события, если бы мальчики получили требуемые яйца? Ушли бы они с миром, как обещали, или придумали бы новый способ, как начать игру?
Михаэль Ханеке снял ремейк собственного фильма 1997-го года выпуска, зачем? Какую цель он преследовал, ведь с момента выхода оригинала прошло не так уж много времени. Чтобы показать нам, что люди нисколько не изменились? Что их так же, как и раньше влечет тема насилия и основным требованием по-прежнему остается неизменное «Хлеба и зрелищ!»? Что зритель так же, как и несколько лет назад, с напряженным вниманием и интересом будет смотреть на то, как на его глазах мучают ни в чем не повинных людей? Ужас как раз и состоит в том, что зрителю в этом фильме отведена не просто роль пассивного наблюдателя, теперь он является соучастником, ведь это с его, то есть нашего молчаливого согласия происходит то зло, что творится на экране. И если мы, сидя перед экраном, чувствуем себя в полной безопасности, то взгляд одного из маньяков, направленный прямо на нас, говорит нам об обратном: «Вы все еще здесь? Тогда мы идем к вам!» Рука в белой перчатке уже тянется к дверному звонку, а вежливый голос за дверью просит: «Откройте, пожалуйста».