Война - бывалый герой кино: ровно как и любовь, часто попадающий под объектив. Все это легко объяснимо: извечных тем, о которых и песни поют, и просто так вспоминают, не много. А самоотверженность, патриотизм, человечность, присущие крайней политике - чувства глубокие: они о душевном - потому и цепляют. Потому мы и смотрим.
Впервые я услышал об этом фильме со стороны - из речи одного бывалого ВДВ-шника, описывающего своему приятелю всю мощь душераздирающего нечто, происходящего там, в "Чистилище". Не заинтересовать это хоть и краткое, но "сочное" повествование, не могло, и потому вполне ожидаемо было видеть, как я буквально через день уже искал в интернете потенциальный шедевр.
На экране компьютера промелькнуло вступление с текстом от Евангелие на фоне полуоркестровой музыки - кино началось обещающе. Но вот что было дальше, трудно сказать. Описать это возможно лишь как мазок крови, не просыхающий, к слову, до самой развязки. Картина пропитана нарывами, ранами, гноем. Море трупов - ими пахло в моем доме. Все бегут, кричат, даже плачут под безжалостные залпы артиллерии. На экране точное соответствие реальности - типичная, суровая война. Боя в фильме было даже больше сюжета: стрельба, кетчуп, прочая бутафория - фон будто бы старался перекричать смысл. Поначалу даже казалось, что основной посыл фильма - та самая кровь. Но проницательный зритель терпеливо ждал.
И, к счастью, он дождался. Завязка у фильма получилась очень даже неплохая.
Итак, город Грозный. В разгар первой Чеченской кампании русские осуществляли оборону больничного комплекса от местных радикалов. Командовал операцией Гвардии Полковник Суворов. Людей хоть и было достаточно, но только каких: "неоперившихся" солдат, не держащих в руке даже автомата. От того и все слезы - горы трупов росли, а силы все меркли. И не было кому вытащить всех их из "Чистилища". Задачу приходится решать силами лишь четырех наемников, удачно появившихся на поле боя, да силой неугасающего русских духа, способного, как оказалось в конце истории, на многое.
Фильм крепко "держится" на актерах: да, здесь также есть и "мясистый" смысл, но "Чистилище" в большей мере показывает, что далеко не последнюю роль играют в кино люди и их персонажи. И особенно явно это познается в сравнениях. Полковник Суворов - колорит, но только благодаря Виктору Степанову. С первого же взгляда за него вспыхивает и какое-то сопереживание, и тоска. Танкист Игорь Григоращенко, он же Роман Жилкин - ,тот же результат. Но его роль в этой картине куда больше - она превыше даже главных ролей. И не только по значимости.
Так же в этой картине снимался Дмитрий Нагиев. Трудно сказать, что актер он выдающийся. Впрочем, на него можно смотреть. Однако в фильме он все-таки сыграл достаточно объемную - чуть ли не главную - роль, а это сложно. Актер явно не дотягивает. Но куда хуже него справляется со своей работой его товарищ по "Модерну", Сергей Рост: только подумать, небольшое камео, а столько неприятных впечатлений. До сих пор в глазах эта депрессивно-вымученная улыбка.
Не смотря на достаточно серьезные проблемы, фильму удается главное - запомниться. Это крайне важно. Ведь собенно сегодня столько фильмов, которые вроде бы и со смыслом, и актер в них «что-то представляет из себя» , но они, увы, не запоминаются. Совсем. "Чистилище" явно не из таких картин. Все-таки у нее весомый сценарий - он будто бы стреляет в сердце, и где-то даже метко.
Картина очень хорошая. Увидеть ее не будет лишним. К тому же о войне снимают хоть и чрезмерно много, но редко когда "в цель". Сколько пальцев можно загнуть в пользу удачных проектов? Мало, но с "Чистилищем" хорошего кино в сумме будет чуть больше. Хотя бы даже на один фильм.
9 из 10