Повзрослев и заново поиграв в «Papers, please», я смог осознать всю глубину и продуманность этого инди-проекта.
Действия разворачиваются в вымышленной стране под названием Арстотцка, которая уж очень напоминает Советский Союз с его «врагами народа», жестоким правительством и начальством на всех уровнях. Мы играем за некого «маленького человека», настоящего Акакия Акакиевича из знаменитой гоголевской «Шинели», такого же «счастливца», выполняющего ужасно скучную и утомительную работу, получающего сущие гроши, когда нужно кормить довольно большую семью и оплачивать дорогие коммунальные услуги.
Каковы же наши заботы? Главный герой служит на кпп на границе, проверяя паспорта и много других бумаг, которых с продвижением дальше становится все больше и больше, что на самом деле утомляет в реальной жизни. Но не надо думать, что до последнего уровня игра не преподнесет никаких сюрпризов и неожиданностей. То внезапно появляются какие-то подпольные организации, подбивающие вас предать родину за огромные суммы денег, прикрываясь тем, что «хотим как лучше», то внезапно объявится неизвестная племянница, которую, разумеется, придется приютить у себя, а это еще дополнительные расходы.
Однообразная цветовая гамма, сотни фактически одинаковых неприятных лиц, нагнетающая атмосфера, боязнь пропустить человека с неправильными документами (за что накладывается штраф) – реалии этой игры. И, конечно, как же без «любимых» угрызений совести? Сможете ли вы пропустить рыдающую мать без нужных бумаг к сыну? Возьмете ли столь желаемую взятку? Сумеете ли вы пережить все уровни и не отчаяться? Для меня «Papers, please» стала неким «испытанием огнем», ведь совесть-то, действительно, мучает, а внезапные атаки террористов в самом деле пару раз испугали именно из-за резкой смены обстановки. А тонны бумаг продолжают сыпаться и сыпаться к вам на стол независимо от ситуации. Каждый входящий слышит одну и ту же фразу: «Ваши бумаги, пожалуйста!». А когда играешь на протяжении нескольких часов, глаза утомляются, ощущаешь себя очень измотанным и каким-то ослабленным. Атмосфера игры в самом деле дает прочувствовать одновременно и ничтожность, и силу человеческой личности, дает шанс стать индивидом, который сам решает, что нужно, а что нет. А может просто заставить смириться, сидеть до конца рабочего дня, «пахать», как вол, за копейки, создать иллюзию свободы выбора, но зато, конечно, в конце игры придет начальство и скажет, как много пользы вы принесли родине, подтвердив самой популярной фразу игры, ставшей буквально слогином: «Славься, Арстотцка!».
Самое главное, что какую бы одну из двадцати концовок вы ни получили, эта, уже ненавидимая цитата, будет завершающим предложением в словесном описании судьбы главного героя. Даже если его приговорят к казни, посадят в тюрьму, а семью отправят в глубинку, из которой вы и приехали, все, что вам смогут сказать: «Славься, Арстотцка!». Ведь родина важнее личности, и все делается ради некого Высшего Блага (тонкая отсылка к «Warhammer»).
Таким образом, вы прошли игру, но вдруг внезапно проявляется странное чувство, которое невозможно описать: чего-то явно не хватает. Я могу дать ответ: не хватает надежды. Самого, казалось бы, простого, но в то же время и самого важного, потому что в «Papers, please» нет даже призрачной надежды на хэппи-энд. Везде лишь однотипность, порочность и мелочность. Но могу вас обрадовать: в игре есть хоть один комичный персонаж, разбавляющий атмосферу уныния, появляющийся довольно часто вне зависимости от ваших действий (спойлерить не игравшим людям не буду, так что сами поймете, кто эта личность).
Итак, что в целом можно сказать о данном гениальном, на мой взгляд, проекте? Игра «Papers, please» заслуживает огромного уважения, и поучаствовать в ней, действительно советую всем. Прочувствовать атмосферу именно этой личной трагедии, выражающей депрессию целого поколения, как в книге небезызвестного Чака Каплана (автора «Бойцовского клуба»), я желаю каждому. А отдельного почтения заслуживает автор этого проекта, Лукас Поуп, который создал такой шедевр в одиночку.