Скотт Лэнг, самый обычный американец и дипломированный технарь (неплохой!!!) по профессии, выходит после 3х лет заключения за благородное хакерство (вернул вкладчикам украденные банком деньги) и оказывается перед кучей проблем. На работу после отсидки не устроишься, жена нашла себе бойфренда-полицейского и не разрешает видеться с дочкой, спасибо, бывший сокамерник пустил временно на диванчик, а то бы и крыши над головой не было. Сокамерник, однако, диванчик предложил с прицелом на неординарные технические способности Скотта и вовлекает отчаявшегося приятеля в "ограбление века" — вскрыть необъятный сейф в подвале дома какого-то старика по наводке его домработницы. Стариком оказывается Хэнк Пим, когда-то соратник старшего Старка, Говарда, тоже гениальный изобретатель, разработавший технологию уменьшения людей до размера муравья и первым испытавший ее на себе, в свое время расставшийся со службой в организации ЩИТ по причине идеологических разногласий, по причине этих же разногласий уволенный потом из собственной фирмы своим неблагодарным учеником и главным оппонентом. Теперь Пим пытается выкрасть из сейфа корпорации свои разработки, чтобы они не попали в "грязные руки". Скотту он как раз и предлагает поработать вором, став новым Человеком-муравьем.
Из краткого описания сюжета очевидно, что на сей раз перед нами нет масштабных эпических войн и разрушений космического масштаба, инопланетян или сверх-людей с супер-способностями, это микро-мир, история максимально простая, камерная, уютная и очень человеческая. Одинокий неуживчивый старик, который даже с дочерью не ладит, нанимает такого же одинокого неприкаянного парня для одноразовой опасной работы, парня, на которого ему по большому счету плевать. Парень не гений, не супер-герой, а обычный скромняга, растерявшийся под давлением жизненных обстоятельств, соглашается временно поносить костюмчик "с чужого плеча", чтобы в конце концов оправдать свое существование благородным деянием, и, став совсем крошечным физически, вырасти морально в глазах окружающих и особенно любимой дочки. Пим и Лэнг составляют странную пару, но постепенно становятся командой, в конце концов Пим сам выбрал его преемником.
Фильм представляет нового героя экранной вселенной Марвел. Представление процедура отработанная и стандартная — знакомство зрителей с досье, последовательное обживание в новом качестве Человека-муравья — физподготовка, адаптация к возможностям костюма. И первая половина фильма довольно тихая и обычная. Основной экшен, битвы "титанов" и изюм прибережен для второй части. Непрерывный переход Скотта из нормального состояния в статус букашки в процессе выполнения миссии молниеносен и очень добавляет динамики, а неизменная четкость картинки радует. Оскароносный оператор Рассел Карпентер, наверное, самый заслуженный кинематографист в команде. Так же оживляет ленту и мир муравьев, для которых Лэнг такой же Альфа, как персонаж Криса Прэтта для рапторов в Юрском парке. Кстати, Радд и пресс накачал не хуже, чем у Прэтта. А вот привязки к вселенной Марвел — флэшбек в начале и два эпизода после титров в конце — самые большие удачи ленты.
Общая атмосфера ленты — душевная, добрая комедия. Отчасти из-за того, что Пол Радд актер комедийный, кстати соавтор сценария, в значительной степени благодаря разлитому по всей картине юмору. Радд шутит интеллигентно и "плюшево", а его приятель по отсидке Майкл Пенья совершенно угарен — велеречивый необразованный мекисканец, полностью расслабленный, с дурацкими представлениями о бытии, его тирады восхитительны. Кто-то из критиков обмолвился, что Пенья переигрывает Радда, я бы сказала они идеально дополняют друг друга. Дуэт Радда и Дугласа также хорош, Дуглас, как сказал Арни в последнем Терминаторе, "старый, но не бесполезный и не устаревший", остер на язык, любит вставлять шпильки и хук с правой у него вполне еще ничего. Наверное, если бы режиссером картины был получивший экстренную отставку Эдгар Райт, мастер черного юмора ("Типа Крутые легавые", "Зомби по имени Шон"), градус иронии на экране был бы иным, не таким семейным, но некоторые эпизоды вполне в стиле Райта, оставшегося соавтором сценария.
Эванджелин Лилли в роли дочери Пима запоминается больше внешне, а прической до боли напоминает тетю Клэр (Брайс Даллас Ховард) из Юрского парка. А главный злодей, бывший ученик Пима Даррен Кросс, он же Желтый жакет (Кори Столл) с первой же секунды на экране неумолимо ассоциируется с персонажем Джеффа Бриджеса из Железного человека, Обадайя Стейн, только Кори Столл с колоритным и ярким Бриджесом сравнения не выдерживает и близко. Как-то не везет Марвел на крутых злодеев!
Итого: новый член команды Мстителей вошел на экран на мягких лапах, довольно скромно, не бравируя своими умениями, которые совершенно уникальны и в некотором смысле дают ему преимущество перед супер-героями. Но потенциал у него изрядный, есть свой стиль, главное впредь не скромничать. Лента на удивление оказалась приятным сюрпризом, как обычно благословенным забавным камео Стэна Ли.