Кто бы мог подумать, что этот проект-долгострой, который фанаты Миллера и франшизы ждали с робкой надеждой и немалыми опасениями, окажется таким волшебством. 70-летний Джордж Миллер, наконец, спустя 35 лет, смог развернуться и в полном объеме реализовать свое восхитительно безумное видение постапокалиптического мира, на которое просто не хватило возможностей в далекие 1970е. Да, это все тот же Миллер, который взорвал мировой кинематограф своим безумным королем дороги в 1979, а теперь вновь собрал единомышленников и с поразительной отдачей, ощущаемой всеми порами, возродил свой же собственный хит.
Впрочем, по духу это все та же ода безумию, все те же фрики, со следами физического вырождения, ожесточенные и больные на всю голову, каждый по-своему, пытающиеся выжить в бесплодной постапокалиптической пустыне. Четвертый фильм непосредственно продолжает события первой части франшизы — полицейский, теперь уже бывший, Макс Рокатански, выжженный изнутри потерей семьи и друзей и последовавшей за этим местью убийцам, скитается в полном одиночестве на своем крутом "Перехватчике" по безжизненной глуши, пока не натыкается на банду сектантов-отморозков, от которых пытается сбежать с вынужденной попутчицей — воинственной и опасной Императрицей Фьюриозой, мечтающей найти в песках зеленый оазис жизни.
Рассказывать о фильме бесполезно — его надо смотреть. Слова не содержат того энергетического взрыва и фейерверка, который есть в ленте. Если только емкие восклицания — убойно! Круто! Зубодробительно! Стремительно! Магически! Мощно! Картина не останавливается почти ни на секунду в буквальном смысле слова — это жизнь на колесах на бешеной скорости; если угодно, вестерн на колесах, непрерывная погоня, бойня на колесах, ремонт техники без остановки на полном ходу. Человеческие контакты подчинены этой скорости и по-деловому лаконичны, конкретны, немногословны.
Совершенно потрясающие съемки, это боевик и экшен в самом высоком смысле слова, некий новый стандарт гармонии и красоты, кинематографическая эксцентрика. Весь почти фильм снят в живую, без компьютерных ухищрений, еще раз повторю, на больших скоростях, в пустыне, с массой необычных ракурсов и планов. Австралийский оператор Джон Сил, уже давно интегрированный и оцененный мировым кинематографом, проявил просто чудеса изобретательности и профессионализма. Вместе с Миллером и художниками ленты он создал целый яркий и уникальный мир, сделанный из, казалось бы, однообразных ингредиентов — песок, жажда, миражи, скорость, фрики всех сортов в лаконичном тряпье, ржавые автомонстры... На фоне полного отсутствия гламура и глянца этот мир поразительно стилен в своем воинственном безумии и маргинальности, золотой стандарт жанра дизельпанк.
Сюжетные коллизии и диалоги персонажей, по счастью, сведены к минимуму, что позволяет полностью отдаться экшену и зрительным деликатесам. Мешает ли это развернуться персонажам? - Нисколько. Отсутствие лишних умствований хорошо вписывается в суровость обстановки. А каждый персонаж, будь то главные или второстепенные герои, снабжен таким незабываемым имиджем и манерами, что слова кажутся лишними. Глава секты Бессмертный Джо, его гарем (не абы какой, а молодые звезды Людей Икс Зои Кравиц и Трансформеров Рози Хантингтон-Уайтли), его "бледные" служители культа, его разномастные бойцы, в их числе мечтающий о Вальгалле Накс (Николас Холт), рокер с гитарой как "камертон битвы", Император, племена байкеров, оружейный барон, воинственные старушки из прошлой жизни ( актрисе Мелиссе Яффер почти 80 лет!), колоритнейшие бродяги на болотах, и, можно даже не упоминать, что свой характер и лицо есть у каждой единицы автопарка... В своем роде четвертый фильм — это Форсаж в стиле дизельпанк.
Ну и, конечно, главный дуэт — Макс и Фьюриоза, Том Харди и Шарлиз Терон. У Харди такой же взрывной темперамент под маской молчаливой сдержанности, как и у Мела Гибсона. Свои бойцовские качества и способность к выживанию он отточил в ролях Томми Конлона, Форреста Бондюранта и проч. Хотя, если выбирать между ними, поставлю, возможно, на шарм и харизму скорее Мела в его юные годы. Фьюриоза в исполнении Шарлиз Терон та еще штучка, стоик, боец, не уступающий в рукопашной мужику, в глубине раненый зверь, который не боится смерти. Их безумие противопоставляет их окружающим, но не роднит с ними, монстрами при всей вынужденной дикости поведения их величать не хочется., это скорее одержимость, вполне дружащая со здравым смыслом. Одержимость демонами прошлого. Макса оно держит постоянными галлюцинациями, в которые, кстати, Миллер зашил флэшбеки оригинальной трилогии. Фьюриоза, как и Макс, потеряла много, но в ней еще теплится надежда, а Макс уверен, что вера и надежда не более, чем мираж в пустыне. В этом смысле потенциал и возможности для динамики перезагруженной франшизы сосредоточены скорее в ее женском персонаже, который выведен в финале на некий новый социальный уровень. Уже жду продолжение!
Поразительно, что четвертый фильм, являясь по существу классикой жанра боевиков и наследуя классике 1970х-1980х, в то же время столь оригинален и легко отступает от шаблонов. Сочная смесь брутального и кровавого экшена, ни разу не переходящего эстетические границы, постапокалиптическая психоделия и новая ода безумию, разлитая по всей ленте жажда скорости и эксцентрики, единственная в своем роде феерия и адский драйв. Спасибо Джорджу Миллеру, который остается верен себе!
P.S. Не стала цитировать свою рецензию на "Безумного Макса" 1979, которая дополняет этот текст.