Когда произносишь слово "мультфильм", первая ассоциация, которая приходит в голову - дети. А там, где дети, должно быть весело, беззаботно, легко. Сначала ты сам, еще маленький, с нетерпением ждешь, когда же покажут долгожданный мультик и надеешься на рисованный - кукольные тебе нравятся меньше. А вот ты, уже взрослый, смотришь знакомые с детства или современные - анимационные - мультфильмы со своим ребенком, и все также окунаешься в мир сказки, где добро обязательно одолеет зло. Наверное, самым страшным мультфильмом в детстве был "Прометей", в котором главному герою орел клевал печень. Смотреть я на это не могла и по-честному закрывала ладонями глаза. Сказать по правде, и сейчас, наверняка, не смогу. Но я все равно знала, что Прометей победил.
На днях я посмотрела аниме "Могила светлячков", который разрушил мои представления о том, что в мультфильмах всегда хороший конец. В снятом в 1988 году режиссером Исао Такахата по сценарию Акиюки Носаки (автор одноименного романа) мультфильме детство будет уничтожено, будущее главных героев предсказуемо, как и судьба оставленных на ночь в банке светлячков, а каждый взрослый зритель поймет, как сильно он виноват.
"Могила светлячков" - произведение частично автобиографическое, Носаки не смог справиться с чувством вины перед двумя погибшими во Вторую Мировую войну сестрами и выплеснул свое горе на бумаге. Когда смотришь мультфильм, осознаешь, что ребенку такое показать не осмелишься, по крайней мере, лет до 13 так точно. С другой стороны, когда как не в детстве вбивать в голову и сердце визуальными образами, что война – это смерть, что мама больше не проснется, что из-за голода нет больше сил играть. В мультфильме происходят страшные вещи, и неважно, что картинка нарисованная - ползающие по детским лицам мухи - анимационные или живые - это приговор нам, допустившим и продолжающим допускать смерть детей.
Война обостряет все человеческие чувства, в чудовищном стрессе вылезает все самое хорошее или плохое – кто-то делится горстью риса, а кто-то этой горстью попрекает. Двое сирот - подросток Сэйта и его младшая сестра Сэцуко - ищут, где бы дождаться возвращения отца с фронта после смерти матери. Их дом разрушен во время одной из бомбежек, и на первое время они находят приют у родной тетки. Но она черствый человек, и дети уходят, устав от упреков с ее стороны. Брат, заменивший сестре родителей, в силу своего юного возраста не может обеспечить необходимые условия, хоть и старается изо всех сил. Дети начинают голодать и словно светлячки, которых так много возле их нового жилища у реки, угасают.
И роман, и аниме признаны одними из лучших произведений на тему войны и ее чудовищных последствий. Повествование ведется от лица умершего мальчика, который начинает свой рассказ со слов: "Ночью 21 сентября 1945 года я умер". Несмотря на это, на протяжении почти всего фильма не оставляет надежда, что все образуется, что детям помогут, ведь вокруг – люди. И самая большая трагедия в том, что никто не помог им, как и тысячам таких же детей-сирот по всему миру, где в каждом уголке – своя могила светлячков.
"Тысячи малышей, и кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть".