Читал кучу рецензий на этот фильм в Сети, положительных рецензий, и так захотелось кинуть в бочку мёда ложку дёгтя. Не потому что мне нравится противопоставлять себя многим, нет, я просто не могу сказать того, что чувствую и думаю, особенно когда большинство чувствует и думает иначе.
Сразу замечу, при просмотре фильма я никогда не провожу аналогии с другими фильмами, неважно отечественными или зарубежными, не выискиваю по ходу плюсы и минусы, сравнивая с похожими произведениями. Я просто полностью погружаюсь в картину и начинаю жить жизнью героев. Не люблю фильмы, когда долго надо окунаться, чтобы почувствовать атмосферу, словно ты нырнул, а тебя оттуда вытеснила плотная среда. Так вот, в данный фильм я погружался довольно долго, предполагал сюжет, находил предпосылки и завязки, но никак не мог начать им жить. Хотя главная героиня подкупала и притягивала, просто все сцены получались какими-то натянутыми и искусственными. Действия разворачивались дальше, и во мне постепенно росло убеждение, что сценарий не проработан, а режиссура ничего не подправила, а только всё усугубила. Я сочувствовал героине, но как-то издалека и слегка - не цепляло. Я, поверьте, - не чёрствый умник, и могу пустить слезу, и даже пустил в конце этого фильма, но в целом как сопереживать тому, в чём нет жизни и гармонии. Настоящая гармония есть во всём, в том числе и в реальных войнах, потому что там умирают люди и там проявляются души. А тут у меня не было глубокого проникновения в жизнь героев. Невозможно в нагромождениях кусков-эпизодов, неважно любовные, дружеские, батальные сцены, больше фоновых, чем гармонично пронизанных одной сюжетной линией, ощутить естественность и истинность. Мастерства явно создателям не хватило, или они в угоду современным тенденциям вложили в фильм модные идеи, позабыв приложить и души. Вспомните военные фильмы советского периода: "Освобождение", "Судьба человека", "Аты-баты, шли солдаты…", "...А зори здесь тихие", "Они сражались за Родину" и многие другие. Где потерялось настоящее мастерство и вольная душа? Почему в то время могли и сценаристы и режиссёры и актёры и другие помощники все вместе в едином порыве творить настоящее военное кино, а теперь не могут? Впрочем, советская или российская (не столь важно, если речь идёт о возвышенном) душа никуда не делась, она продолжает жить и проникать в сердца, этим и пользуются современные деятели киноискусства, но пафосно и поверхностно, не углубляясь и не подкрепляя настоящим мастерством. В результате в угоду каким-то общемировым идеологическим стандартам натянутого гуманизма, дружбы теряется родное и близкое, а остаётся только оголтелый патриотизм.
"Что с вами сделали?" - горестно вопрошает жена президента Америки Людмилу. А что с вашими женщинами сделала бы война, если бы шла на территории Америки? То же самое, что сейчас делает война с женщинами на юго-востоке Украины. Зачем нужны эти непонятные отвлечённые темы? А фанатизм руководителя Советской делегации? Зачем так всё утрировать, неужели политруки все были нелюдями? А как раскрыта любовь во время войны? Очень поверхностно, создаётся впечатление, что героиня никого не любит и одновременно всех, кто подольше был рядом с ней. Невозможно раскрыть себя на таком не проработанном материале. А эпизоды военных схваток? Одни куски отдельных убийств, ничего толком не показывающие, кроме как снайпер скрытен и меток. Зрелищная пыль, рассчитанная на недалёкого зрителя. А воздушно-морская баталия? Пародия на "Перл-Харбор" (здесь сравнение уместно). Лучше бы покороче эпизоды сражений, но почаще и с более полноценным задействованием героев. А так всё смотрится как модные компьютерные вставки. Компьютерная графика должна тоже гармонично и уникально вливаться в общее повествование.
Концовка фильма, бесспорно, впечатляющая, на ней и выстраивалось всё повествование, но настоящий фильм - это не только эпилог, а непрерывный процесс с множеством нюансов и кульминаций, как смысловых, так и чувственных, особенно чувственных, которые плавно поднимают действо до логического конца, и которые всё сильнее волнуют и воодушевляют зрителя.
Кто-то посчитает меня чересчур требовательным. Да, я - требовательный зритель, потому что уже смотрел мировые шедевры. И потому что во мне живёт надежда, что к 75-летию Победы, а лучше раньше в российском кинематографе, наконец, найдутся настоящие творцы, которые объединившись в гармоничном коллективе и невзирая на роли, даже самая маленькая роль требует полной отдачи тела и души, создадут шедевр. Российский шедевр, который впечатлит не только своего зрителя, но и весь мир. Предпосылки есть. Они видны и в этом фильме и в других, особенно "Брестской крепости".