В последнем абзаце рецензии есть намёк на концовку фильма. Основная, "безспойлерная", часть отделена цитатами из фильма. Приятного чтения.
«Толпа будет смеяться с тобой постоянно, но плакать – лишь день»
Стивен Джей Шнайдер поместил кинокартину «Толпа» в свой список «1001 фильм, который вам следует увидеть прежде, чем вы умрёте» не случайно, ведь у Кинга Видора получилась воистину прекрасная драма о «маленьком человеке». Вечная тема об «индивидуальностях», желание которых быть выше ежедневной рутины и однотипного общества заканчивается всегда трагедией, могла и потеряться в голливудской (да и общечеловеческой) тяге к заработку и желанию всё извернуть на коммерческий лад, однако Видору удалось отстоять своё (совместное с Джоном Уивером и Гарри Беном) творение и придать ему именно тот законченный и цепляющий вид, в котором он, к величайшему счастью киноманов, дошёл до наших дней.
При чём львиная доля благодарностей за «Толпу» можно посвятить Генри Шарпу. Под наставлениями ли Видора, иль самостоятельным талантом кинооператора он смог создать именно то чувство принадлежности и одновременно желание выделяться, которое в какую-то минуту своей жизни испытывало громадное количество людей («все» не подымается рука написать, но уверен, что цифра близка к слову). Не говоря уже о немного приевшихся, но всё ещё колышущих восприятие кадрах, проскакивающих то тут, то там на протяжении всех ста минут фильма.
Элеанор Бордман и Джеймс Мюррэй, исполнители главных ролей, с изображением моментами счастливой, моментами несчастливой семьи со своим одинаковым счастьем и своим собственным несчастьем справились на горькое отлично. Их игра позволяет окунуться в реальность, в которой живёшь, и даже заменить несколько знакомых ноток не только в быту, но и в поведении и эмоциях, хотя, казалось бы, уже больше восьмидесяти (!) лет прошло. Есть моменты, когда их игра может подвергаться сомнению, но сцены истерии и в реальной жизни очень часто неестественны и воспринимаются всегда тяжело, так что вряд ли их дуэту можно хоть что-либо поставить в упрёк. И, в общем-то, после просмотра становится жаль, что Элеанор так рано ушла из кино, а Мюррэй – из жизни.
«Мы никогда не узнаем насколько велика толпа и как тяжело ей противостоять… пока не выйдем из неё»
Отдельный и, наверное, главный плюс фильма – он не агитирует занять какую-то сторону: будь то бунтарская и, возможно, излишне юношеская сторона, призывающая выбиться из колеи штампующего «личностей» общества, или же абсолютно противоположный и консервативный взгляд сторонников социальной составляющей человека как определяющей. И здесь надо отдать должное создателям, которые приняли решение об окончательной концовке. Фильм далёк от этих крайностей. Да, Джон становится тем, кем никогда не хотел стать, но он счастлив, разве это не главное?