Наверняка многие киноманы знают, что на первой в истории церемонии Оскар были представлены номинации, которым больше не нашлось места в последующих летах. Одной из таких категорий была награда за лучшую режиссёрскую работу в жанре комедия. За победу боролись Льюис Майлстоун со своими «Двумя аравийскими рыцарями», Чарли Чаплин за работу над фильмом «Цирк» и Тэд Вильде за киноленту «Гонщик». В итоге «благодарственный отзыв» получил Майлстоун за прекраснейшую комедию про двух вояк, колесящих по миру; шедевральная же работа Чаплина заслуженно нашла своё отражение в отдельной награде «За универсальность и гениальность в актёрской игре, написании, режиссировании и продюсировании». А история о горемыке Гарольде Свифте – яром фанате бейсбола, что приносит ему много несчастий, особенно при выполнении его часто меняющейся работы – осталась без фестивального признания. Кто-то может сказать незаслуженно, кто-то скажет, что работа Вильде над картиной просто не выдержала сравнения с приключенческой комедией и просто потрясающим «Цирком». Лично я больше склоняюсь ко второму варианту.
Сразу стоит сказать, что актёрская игра здесь безупречна. Гароль Ллойд априори не может вызывать нареканий. Он всё тот же полюбившийся «парень в очках», который своими проблемами, проистекающими от его собственной глупости, только заставляет ещё больше влюбиться в этого незатейливого персонажа. Не подымется рука написать что-то плохое и про Энн Кристи, чья очаровательная Джейн, «любящая жизнь, своего дедушку и кое-кого ещё», красит каждую секунду своего появления в карде. Не простил бы себе, если бы не вспомнил о харизматичной массовке в лице кирпичелицых бандюганов и храбрейших ветеранов Первой мировой войны, так стойко отстаивающих своё право на ночной клуб. А, ну и пёсик просто золото.
Поэтому дело даже не в музыке или титрах, которые в «Гонщике» выполняют свою прямую функцию – радуют уши и глаз, не отвлекая от основного повествования, дело в самом повествовании, которое держит в напряжении, но юмор, который должен быть основным аспектом фильма как комедии, зачастую вызывает не более чем просто улыбку. Всё налаживается к концу фильма, где все забавные моменты и каламбуры прошли проверку временем, однако первые 40 минут фильма могут похвастаться разве что душой и добротой в каждом своём кадре, да занимательной прогулкой по Нью-Йорку первой половины XX века. Всем этим в максимуме можно насладиться во время сцены поездки на грузовике, где вам и большие огни города и тёплый семейный очаг, построенный за считанные минуты, но сразу же влюбляющий в себя своим очарованием. Просто сказка.
Как бы то ни было, мне фильм понравился, и даже если «Гонщик» и не вошёл в историю кинематографа под графой «шедевр», то звание прекраснейшего образца немой комедии своего времени заслужил каждым сантиметром плёнки.