Перефразирую слова великого русского драматурга и классика Николая Васильевича Гоголя: «Едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение убивать». Эти слова заложены в основу существования главных «гуманистов» флагманских слэшеров Голливуда. Фредди Крюгеру (Кошмар на улице Вязов) помогает универсальное холодное оружие самодеятельности на руке, Майклу Майерсу (Хеллоуин) – все, что попадется на кухне, Кожаное лицо (Техасская резня бензопилой) умело управляет бензопилой. Однако более эффектно с этой задачей справляется Джейсон Вурхиз (Пятница 13-е) с тщательно заточенным мачете (кадры этого процесса не попали в конечный вариант фильма), которая заглушает внутренний изъян непризнанной ячейки общества. Как понять смысл выше сказанных слов? Все элементарно, так как все зверские убийства являются творением непризнанного гения, в которых заложена душа, требующая площадку для высвобождения.
История непоколебимого Джейсона породила 10 полнометражных картин разного уровня постановки, один долгожданный кроссовер (Фредди против Джейсона) и неоднозначный римейк 2009 года, который и привлек мое внимание. Закономерен тот факт, что перезагрузки от студии Майкла Бэя Platinum Dunes вбирают и кратко резюмируют оригинальные франшизы, выставляя на суд зрителей новую и переосмысленную сюжетную линию. Картина Маркуса Ниспела, режиссера вдоволь поглумившегося над могучим Конан-Варваром, получилась поверхностной и рваной. После ее просмотра возникают закономерные вопросы, главный из которых – неожиданное и загадочное появление маньяка в не самом безлюдном месте. В основу сюжета заложена вылазка двух групп веселой молодежи на природу вблизи легендарного Хрустального озера. Они погрузились в мир распутства, наркотиков и алкоголя, после чего неожиданно сталкиваются с главным виновником торжества. Нет смысла раскрывать имена и взаимоотношения второстепенных персонажей, которых режут как скот один за другим. Можно заранее угадать цепочку жертв, анализируя поведение и поступки каждого за небольшое отведенное время на экране. У некоторых на лбу моментально вырисовывается уготованная печальная участь, которую вполне заслуживают. Но зритель будет только в выигрыше от такого положения дел, ибо анархии должен прийти конец.
В арсенале картины весьма неудачный и второсортный актерский состав. Их стараниями пропагандируется грязная, обескураженная, скучная и бесперспективная молодежь, которая по непонятным причинам собралась вместе на отдых. Каждый поворот сюжета непредсказуем и может преподнести невообразимые поступки от каждого. Раздражает излишняя доброта одной из героинь к случайному прохожему, с которым идет легко на контакт, наплевав на гостеприимство хозяина дома у озера. Больше всего выводят из себя дурацкие шутки и мерзкие игры подростков, которые мешают переключиться на мистический тон черной пятницы, почувствовать угрозу со стороны.
Помимо лишенного разума, собравшийся народ обладает плохим зрением и вниманием. События происходят вокруг небольшого озера, но это не делает фору утопающему, ибо друзья просто не хотят замечать угрозу для каждого. К этим недостаткам добавляется ненормальное функционирование двигательной системы во время побега от Джейсона. Падают на ровном месте, идут туда – куда здравый человек и не сунется. Сделают то, что заранее обречено на провал. Заходят в абсолютно чужое, пусть и визуально заброшенное строение, где ведут поиски шокирующих вещей. И все поступки совершаются под заранее срепетированную физиономию лица.
Но не так плохи дела у перезапуска многострадальной франшизы, ибо главным действующим звеном является Джейсон, который вихрем пробегает по окраинам своей округи в поисках новых жертв. Но их убийства не оригинальны и примитивны. Не рассмотрев расправу одного, наш взор перекидывают на другого. Одни бесконечные погони и воскрешения, всячески приближающие ощущение реальности событий к фантастике. Вдобавок, можно заметить синий глянец на экране, который перекочевал из «Трансформеров». Мы с Тамарой ходим парой, вот и Стив Яблонски аккомпанирует каждый проект Майкла Бэя.
Атмосфера и мрачность событий немного поддерживается приятными мелочами: разбитый и скрипящий плафон с перегорающей лампочкой, эксклюзивная маска Джейсона, подземные окопы и заброшенная хижина с полным арсеналом орудий труда, которые в умелых руках послужат во имя добра.
В подобных картинах не столь важен сюжет. Главный антагонист – это ядро всего притяжения. Привлеченная массовка, которая состоит из низкопробных актеров старого света, годится лишь на то, чтобы освежить мачете безликого и каменного неудачника природы.
Вот бы мне быть без лица…