А вы любите жизнеутверждающие, духоподъёмные фильмы? Я очень. Люблю их за то, что они способны дать не только возможность приятно провести вечер, насладиться прекрасной постановкой и актерской игрой, но и дать серьезную взбучку вашему сознанию, вашему самолюбию, вашим «нормальным» будням, спустить Вас с небес на землю грешную и заставить Вас рыдать в душе, как девчонка, жалея об утраченных возможностях! Фильм режиссера Дэмьена Шазелля «Одержимость» является ярким примером такой «взбучки». Этот фильм – мощный удар под дых, сбивающий с ног. И пока ты лежишь на полу, корчась от боли утраченных моментов, ты понимаешь две вещи в своей жизни. Первое - все, на что ты жаловался до этого момента – ничто, пустяк. Не имеет никакого смысла рыдать по пустякам! Ты жив и это главное. Второе - ты слишком рано сдаешься! Ты слишком много упускаешь возможностей, считая, что делаешь все, что от тебя зависит, делаешь все, что в твоих силах, однако это не так. Ты можешь лучше!
Эндрю – обычный парень, который мечтает, как и многие, стать великим, но для достижения своей цели он все же делает чуть больше, чем другие, поэтому судьба дает ему шанс. Юношу замечает настоящий гений, дирижер лучшего в стране оркестра. Желание Эндрю добиться успеха быстро становится одержимостью, а безжалостный наставник продолжает подталкивать его все дальше – за пределы человеческих возможностей. Сможет ли обычный парень сделать «невозможное» и достичь своей цели или все же он такой, как многие?
«Одержимость» - это фильм двух актеров. Именно Дж. К. Симонс и Майлз Теллер сделали все возможное и даже больше, чтобы эта картина стала такой, какой она есть – превосходной. Конечно, нельзя приуменьшать заслуги оператора, музыкантов, режиссера, других актеров, хоть их роли и не были столь значительными, скорей нужны здесь для большего раскрытия главных персонажей, но в любом случае, их работа весьма хороша. Каждый, кто работал над фильмом, сделал весомый вклад в успех картины, однако, давайте будем честными, после просмотра, что вы вспомните в первую очередь, какую самую сильную сторону картины Вы назовете? Конечно это будет превосходная игра Симонса и Теллера. Их персонажи - стержень всего фильма, вокруг них все и вращается. От их актерской игры зависело очень многое, но они справились. Они сделали даже больше, чем от них могли ожидать. Кто-то брал дополнительные уроки, барабанил до изнеможения, даже окропив инструмент своей кровью, при этом не забывая про актерскую игру и текст, а кто-то не просто сыграл свою роль, а превратился в совсем другого человека. Благодаря их стараниям, персонажи предстали перед нами такими яркими, живыми и запоминающимися. Глядя на Эндрю, ты видишь себя, а слыша крик Флетчера, твое сердце невольно сжимается от страха, а в голове крутится мысль: «Я все понял! Я все сделаю!»
Наверняка кто-то со мной согласится, что хороший персонаж - это тот, с которым ты себя сможешь легко ассоциировать, будешь узнавать в нем себя, конечно, если это не чокнутый психопат, в таком случае у Вас явные проблемы. Эндрю Ниман, которого играет Майлз Теллер, именно такой персонаж. Да, с виду ничего особого в нем нет, но, справедливости ради, надо спросить. А вы себя считаете более уникальными? Не спешите отвечать «да», возможно Вы ошибаетесь, возможно, что этот персонаж уж куда более уникален, чем ВЫ. Во время просмотра я словил себя на мысли, что мы с главным героем схожи, однако, к сожалению, не во всем. И этот минус идет в мою сторону. Он такой же стеснительный, слегка замкнутый, порой неуверенный до конца в себе, добрый, иногда через чур эмоциональный, из-за чего совершает необдуманные поступки, ошибки, однако, в нем есть то, чего порой мне не хватает - крепкий стержень стремления и неугасаемая искра желания. Признаюсь, на его месте я бы, наверное, вышел за дверь, после громкого провала, оставив все как есть, но так бы я поступил еще до просмотра картины, возможно, в начале картины, но никак не после концовки, которая вселяет в тебя не только нарастающее напряжение, но и уверенность, желание действовать и закончить все, что ты начал. Глядя на Эндрю, чьи успехи и падения ты воспринимаешь, как свои, начинаешь отчетливо понимать заложенную в фильм идею - для достижения своей цели, своей мечты, прежде всего нужно поверить в себя, поверить в то, что ты сможешь, и в то, что ты можешь куда лучше, просто не останавливайся на достигнутом, иди дальше, даже если кажется, что все уже кончено. Путь будет не легким, но правильный путь всегда такой. Никогда не сдавайся и ты всего достигнешь!
Теренс Флетчер (Дж. К. Симмонс) по началу кажется довольно уравновешенным и спокойным человеком, даже чутким и понимающим, однако затем все кардинально меняется, он становится неким деспотом, которому абсолютно плевать на других, главное, чтобы все шло в его ритме. Как только дверь в аудиторию захлопнулась, как только последний студент занял свое место. Все! Вы на его территории, где действуют только его законы, и если вы не согласны, или чего-то не можете, то он Вам популярно объяснит кто вы, где ваше место и куда Вам следует идти, подкрепляя все это крепким словечком. Его метод «Кнута» полностью исключает любые «пряники», так как пряник неудобен – крошится при ударе, поэтому только кнут, кнут и еще раз кнут. На первый взгляд, он еще та сволочь, эгоист и циник, но это лишь на первый неопытный взгляд. На самом деле все обстоит иначе. У него есть своя цель, которую пытается достичь уже много лет, и хоть предыдущие «попытки» не увенчались успехом, он не опускает руки, так как знает, что чтобы получить «драгоценный алмаз» его надо сначала найти среди кучки камней, а затем отшлифовать так, чтобы он блестел, при этом был твердым, готовым выдержать любую нагрузку, любой удар «кнута». И не важно, как ты это сделаешь, не важно, что о тебе будут думать, важно лишь то, чего добьешься в конце, иначе, в чем тогда смысл твоей жизни?
Нашел ли он свой «алмаз»? Узнаете, когда посмотрите фильм. Хочется лишь сказать, что метод Флетчера весьма действенный, хоть и жесткий. Многим, в том числе и мне, он пошел бы на пользу. Флетчер был в чем-то прав, когда говорил: «Нет в нашем языке слова опаснее и вреднее, чем «молодец».
Если Вы все еще сомневаетесь, смотреть ли вам этот фильм или нет, то поверьте, зря сомневаетесь. Не стоит откладывать этот фильм в долгий ящик, не будьте таким, как я. Эта история будет понятна любому, даже, если вы не занимаетесь музыкой, не знаете, что такое джаз, это не важно, ибо фильм, на самом деле не о музыке, он о другом. И если вы думаете, что надписи на постере картины - преувеличение, то Вы вновь ошибаетесь. Это действительно волнующий, поразительный и потрясающий фильм!
Оценка 10/10