KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "Сомнение" от brune

Можно быть уверенным, большинству из посмотревших психологическую драму "Сомнение" автора пьесы и режиссера Джона Патрика Шэнли, это самое сомнение будет еще долго бередить, нет – терзать - душу. И как это редко, но все же бывает в первоклассных произведениях, четкого ответа ни фильм, ни режиссер, ни актеры нам не дадут, предоставив самим после титров решать: а был ли мальчик?...

Для тех, кто не смотрел этот фильм 2008 года выпуска, вкратце перескажу синопсис. 1964 год – год назад был застрелен президент Кеннеди, в будущем году США официально начнут войну с Вьетнамом – время для американцев неспокойное, полное сомнений – это слово лейтмотивом будет присутствовать в моем рассказе. Директор католической школы при церкви Святого Николая Элоиза Бовье (Мэрил Стрип), придерживающаяся ортодоксальных взглядов, начинает подозревать отца Флинна (Филип Сеймур Хоффман) в развращении им одного из учеников – единственного чернокожего в школе мальчика, Дональда Миллера, на тот момент служки при алтаре. Прямых доказательств и свидетельств у Элоизы нет, но начало "крестовому походу" положено.

Фильм производит впечатление черно-белого, хотя в значимые моменты расцветает неожиданными цветами, понятное дело, к месту. Природа на протяжении всей истории создает настроение – в основном, мятежное: то хлещет проливной дождь, то внезапно налетает пронизывающий ветер, то ураган покалечит ветви деревьям, то снег плотным одеялом задрапирует черноту помыслов и предложит переписать все набело. Из музыкального сопровождения запоминаются в основном церковные гимны, звон колокола и орган.

Грубо говоря, фильм делают три актера – Стрип, Хоффман и Эми Адамс в роли молодой монахини-учительницы, открытой, сердечной и слегка наивной – и режиссер, чье присутствие ощущается почти физически. Фишкой его камерной, в общем-то, театральной постановки, не отпускающей ни на секунду, являются мастерски написанные и сыгранные диалоги. Они не дают расслабиться ни на секунду, это настоящий словесный экшен, который актеры не играют, а в который рубятся, скажем, на рапирах, будь они в их распоряжении. Вот она, как называемая, химия, когда каждый органичен и естественен с другим в словах и жестах, мимолетных взглядах и напряжении затылка.

Жизнь, и любые ее проявления – от кровавого бифштекса с бокалом вина, вкусного сладкого чая, ухоженных ногтей и дельных советов учащимся школы до прекрасных проповедей – находят отражение в отце Брендане Флинне. Наверное, будь меньше бриолина в его волосах, не отпускай рискованные шутки, не кури он папиросы и не прячь засохшие цветы – напоминание о весне – среди страниц своей Библии, он бы казался менее живым, настоящим, и, возможно, порочным… Я уже говорила, что Шэнли водит нас за нос? Говорят, когда пьеса шла на Бродвее, о том, виновен Флинн в совращении мальчика или нет, Шэнли рассказал только актеру, исполнявшему роль падре. Хоффман своими чертиками, искрящимися в глазах, никак не помогает нам в этом вопросе – виновен или нет. Это вопрос веры, точнее, доверия.

Стрип, естественно, гениальна. Без макияжа, в очках в тонкой оправе на тонком лице, облаченная во все черное, похожа если не на Смерть, то на ее Любовницу. Уж если такая задумала чего, живым от нее не уйти. Но опять же, при всей нетерпимости сестры Элоизы – кстати, с английского имя переводится как мужское – она способна на милосердие, а в конце и на сомнение, что Стрип и демонстрирует – оп, и перед нами другой человек… Персонаж очень сложный, в основном, вызывающий неприятие, но умный, страстный, неравнодушный. Она свято верит в то, что "кусачая собака укусит снова" и, наверное, будет за это гореть в аду.

Эми Адамс, сестра Джеймс, которой Шэнли, сам в прошлом ученик церковной школы, посвятил фильм, выступала связующим звеном между Жизнью и Любовницей Смерти. Ее героиня, сама радость и доброта, что, наверное, довольно редкое явление в консервативной церкви. Она легко вспыхивает, ненавидит конфликты, но умеет настоять на своем, а главное, у нее есть совесть. Став невольным инициатором конфликта, сестра Джеймс перестает спать по ночам.

Нельзя обойти вниманием еще одну актрису, чье участие было даже не второстепенным, а скорее гостевым, но, тем не менее, очень запоминающимся. Речь о Виоле Дэвис и ее героине миссис Миллер, матери Дональда. Фильм довольно "старый", и в ветках обсуждения много негативных высказываний в адрес этого персонажа, мол, что это за мать, которую не волнует, что ее сына, возможно, развращают. Не хочу обсуждать здесь беседу, произошедшую между сестрой Элоизой и миссис Миллер, просто смотрите эту сцену внимательно. Что до Дэвис, то она – воплощение самого отчаяния, смирения, сопротивления и беззаветной любви к своему непохожему на других, мальчику.

Все четверо претендовали на награду Американской Киноакадемии, но, увы. Всем хочется чего-нибудь золотого, и не только актерам, но бывает, что не в золоте счастье. Будем помнить, что общие переживания, сомнения объединяют, столь же сильно, сколь и ясность. Сегодня исполнился ровно год, как не стало гениального Филипа Сеймура Хоффмана, который объединял нас в любви к его бессмертному таланту.
Автор: brune
02.02.2015
Оценка читателей: 10 из 10 (голосов: 8)
Страница фильма: Сомнение

Новинки кино:

У франшиз "Чужой" и "Мстители" появился кроссовер
Андроид Дэвид из "Прометея" оказался злодеем во вселенной Марвел
Леди Гага получила роль во втором сезоне сериала "Уэнсдэй"
Звезда "Джокера 2" снимется в популярном сериале Нетфликс
Фильму "Миссия: Красный" с Дуэйном Джонсоном грозит провал
Боевик, вероятнее всего, повторит судьбу "Черного Адама"
Актриса Ева Лонгория вывезла семью из "мрачных США"
Звезда "Отчаянных домохозяек" больше не считает США хорошим местом для жизни
Лучшие российские и зарубежные сериалы ноября 2024 года
"Дайте шоу", "Молот ведьм", "Дюна: Пророчество", "Департамент", "Дети перемен"
Рецензия на фильм "Гладиатор 2". Цирк с конями
Любители истории Древнего Рима и фильма "Гладиатор" явно заслуживали большего