Два лика января – Два лика Януса.
Данный фильм сделан как экранизация романа Патриции Хайсмит. Её знаменитые романы заняли одну из главных основных ниш в психологически-авантюрном нуар романе. Подчас с остросюжетной развязкой и смыслом, задающим интеллектуальное начало. В подтверждение этого можно привести несколько её романов экранизаций схожей тематики, тоже под оригинальным названием «Талантливый мистер Рипли», «Незнакомцы в поезде» и «На ярком солнце», автоматически делая сноски на почерк (стиль) данного мастера.
В основу сюжета вложили предысторию о прибытии влюблённой, замужней пары в Афины. Скрывающийся от махинаций и грязных дел муж по имени Честер, не рассказывает жене Колетте правду, прикрывая какую-то тайну. Всё бы было спокойно, но по следам этой гламурной пары идёт тайное расследование. При стечении обстоятельств которого, они и знакомятся с молодым юношей Райделом, работающим гидом античности великих развалин. Отправной точкой и становится знаменитый Парфенон. Вынужденно путешествуя по памятным местам и развалинам Крита действие переходит к трогательной и финальной развязки гранд базара в Стамбуле.
Для своего первого режиссёрского дебюта, иранец Хуссейн Амини, удачно работающий в Голливуде как сценарист, выбрал необычное смысловое произведение. Написав сценарии к таким фильмам как «Драйв», «Крылья голубки», «Четыре пера» он делает новую ступень интеллектуального сценария, делая упор на нагнетание атмосферы, острый сюжет с частью детектива и психологического триллера. Во многом показывая нам изнанку внутреннего состояния. Где сентиментальность и нуар стоит за каждым кадром ленты, отображая красивые виды Греции, Афин и Акрополя, делая особый модернизм в саспенсе.
Эту красоту и показанную мнимую безмятежность можно выделить в операторской работе. Чередование видов делает плавные переходы, словно сам фильм плывёт по Эгейскому морю. Где и разыгралась драма чувств и отношений великолепной актёрской пары Вигго Мортенсен и Кирстен Данст, став началом конца полного авантюры и любовного приключения. Вершиной угла в треугольнике отношений становится актёр Оскар Айзек, так чисто и доверчиво сыграв свой образ. Он словно молодой Давид следует за страстью за судьбой, добавляя утончённую чувственность тонкой натуры. Где томление и томность перенесены бережно со страниц романа, ещё и ещё раз подчёркивая дух и выражение картины.
Данную работу дополняет мягкий вкрадчивый симфонизм. Делая из звуков бурлящий поток остроты и учащённого сердцебиения. Музыка словно говорит и следует за кадром, без слов показывая любое событие, происходящее на экране. Нужно пару слов сказать о величайшем композиторе Испании, как и всего мира – Альберто Иглесиас. Этот выдающийся человек написал музыку ко многим сильным и непроходным фильмам, выпускает свои студийные альбомы на ведущих фирмах грамзаписи. От Deutsche Grammophon до Sony, EMI, Polydor Records. Незабываемые музыкальные произведения звучат и в «Разомкнутых объятиях», «Живая плоть» и «Горничная с «Титаника».
Трактовка самого кинопроизведения.
Янус! Именно с его имени идёт название месяца январь. В котором впрочем, и родилась автор смыслового интеллектуального жанра.
Янус – бог, в древнегреческой мифологии. Бог начала и конца, входа и выхода, во временном континууме. То есть бог временного промежутка. Между чем и чем, это остаётся нам выяснить, посмотрев этот фильм, созданный по адаптированному сценарию.
Двуликий Янус также бог, показанный нам в двух лицах. С одной стороны это проживший умудрённый старик, с другой – юноша, наивный доверчивый романтик. Старик, олицетворяющий прошлое. Юноша наоборот, смотрит с надеждой в будущее.
Сами же лица направленные в противоположные стороны, подразумевают ветхое и новое, прошлое уходящее и будущее, идущее в противоположном направлении. По самому же фильму, эти направления часто как лабиринт, заводят человека в смысловой перекрёсток выбора.
Далее идёт двуличие. Два лика на одном лице, подразумевает неискренность, недоброжелание и лицемерие. Чья лживая натура и лицемерие приятельствует с данными временами и обстоятельствами. Она ищет выход во всём. Лживая натура находит объяснение в чувствах и отношениях, подобно двум лицам с выгодой в своё оправдание. Но очень часто оправдание идёт через смертный приговор. Об этом и весь фильм, если рассматривать его с точки зрения философа. Остальным же он не понравится. Так как без этой сути он хоть и красивая, но во многом скучная канва, «нудно смотримая» невооружённым глазом.
Каждый человек стоит на распутье, как перед выбором старой и новой дороги. Дороги чувств и отношений, громоздящихся на ветхом меркантильном обеспечении. Вновь и вновь показывая нам истинную правду заложенного в человеке внутреннего мира.
Каким стержнем он является и что собой представляет?
Какое нутро ближе человеческому пониманию?
Что таит в себе человек и на что он готов?
Вердикт.
Шикарное психологически атмосферное кино состояния. При котором, хоть на время забываешь жизненную реальность, погружаясь в экранизацию как в поток слов и действий. Для жанра, очень достойно.