В жизни не видел более НеРоВнОгО фильма.
Можете себе представить картину, одну половину которой снял тандем Спилберг-Кубрик, а вторую - тандем Болл-Asylum? А потом весь этот отснятый материал накурившийся Марии и Хуаноса монтажер склеил в полутемном подвале под аккомпанемент Pink Floyd. Можете представить? А впрочем, представлять нужды больше нет. Это теперь можно увидеть на большом экране.
Это великий фильм. Здесь вы можете узреть воочию сверхбожественные чудеса мироздания. Путешествия сквозь кротовые норы и черные дыры в дикие дали, настолько необъятные для нашего сознания, что кажутся отчасти шизофреническими - но лишь по причине малого опыта человеческого. Вы сможете заглянуть за грань - и вернутся с того края горизонта, чтобы обнаружить нерушимость вечных, пусть и простых, человеческих печалей и радостей. Вам предоставится возможность неоднократно ощутить бесконечную силу времени, которое, в своем абстрактном могуществе, способно творить и порождать самое себя в виде целого лабиринта Мебиуса и создавать издевающиеся над разумом парадоксы, которые не опровергают законы сущего, но лишь открывают нам их доселе сокрытые во тьме стороны. Вы увидите то, что достойно стоять в одном ряду с "Одиссеей" - не Кубрика, но Кларка, в удивительном романе которого гораздо больше запредельных чудес, что чудны лишь только нам.
Это ужасный фильм. Здесь вы в очередной раз убедитесь, что люди заслуживают полного исчезновения с лица Вселенной, что она прекрасно обойдется без Homo Idioticus`ов. Вы заскучаете по старым, добрым временам, когда режиссеры верили в род людской, а не отправляли в судьбоносные путешествия по ту сторону непознанного хрен знает как собранную команду непроходимых --цензура--, которым место скорее на борту "Прометея" - они прекрасно вписались бы в тамошнюю команду. Вы убедитесь, что Кристофер Нолан, во-первых, женоненавистник, а, во-вторых, мизантроп, и искренне желает славы роботам с последующим убийством всех человеков. Ну, или как минимум их полным порабощением - а вы думали, TARS просто пошутил? Словом, вам выпадет сомнительное счастье насладиться чем-то на уровне "Мега-акулы против гигантского осьминога", или даже ниже.
И прошу заметить: обе вышеприведенные стены текста все еще про один и тот же фильм.
А все почему? А все потому, что Нолан просто НЕНАВИДИТ людей, всеми фибрами своей души, которая стремится ввысь, но вынуждена прозябать на этой затерянной в Космосе (у которого все же есть края, но совсем не такие, к которым мы привыкли) планете. Уж я не знаю, ненавидит ли он людей потому, что ему не удается создавать адекватных персонажей, или же он творит полный бардак в головах своих подопечных потому, что он их ненавидит, но увы: люди в этом фильме совершенно лишние. Уберите всех человеческих персонажей, оставьте только роботов (ибо самые живые и человечные), и это будет бессмертный шедевр на все времена. Нет, серьезно - это я сейчас совершенно без сарказма говорил.
Прежде всего, здесь все поражены тем, что Ностальгирующий Критик называет "Лучом Нолана": это такой невидимый заряд ментальной энергии сего отныне неоднозначного режиссера, который, попав в персонажа, превращает его в говорящий манекен. Манекен этот наделен, в лучших традициях игровых NPC, огромной базой стандартных претенциозных фраз и речей, которые он наобум выдает в диалогах с другими манекенами. Ни на что большее этот манекен не способен. А так как, повторюсь, поражены Лучом Нолана здесь все без исключения, то готовьтесь: местные диалоги можно пачками резать на цитаты, приписывать знаменитым людям и вбрасывать в соцсести для толп слишком ленивых для использования гугла людей, которые будут восторгаться ими и репостить на свои страницы. Ведь это так глубокомысленно. Аж скулы сводит.
Ну и, как я уже сказал, эпоха верующих во все хорошее в людях режиссеров, кажется, прошла. Настала эпоха отчаянных попыток вывести на экран все самое темное и скверное, что есть в нас. Я, конечно, слегка погорячился, но суть от этого не сильно меняется: герои, как на подбор, либо законченные эгоисты, либо беспросветные трусы, либо непроходимые дураки, либо слишком хороши, чтобы дожить до финала. Да-да, единственную пару думающих о чем-то, кроме себя людей здесь быстренько пустили в расход. Ибо нефиг, ишь чего удумали - о человечестве думать! Нам не до вас, нас дома истеричные дочери и психанутые отцы ждут. Конец света? Спасение мира? Да идите вы к черту, мы домой хотим.
Вот этот диссонанс и портит всю картину. С одной стороны, происходящее - возвышенно и величественно, служит благородной цели и наследует великим деяниям прошлого, когда исследователи с пылающими сердцами, пусть даже временами и под давлением обстоятельств более бытовых, чем нам хотелось бы, пускались в путь и/или жертвовали собою во имя процветания всеобщего. С другой же - ключевой для выживания рода людского проект оказался в руках эгоистов и мерзавцев, которых дальше лаборатории или фермы выпускать-то преступно. И лишь под давлением роковых обстоятельств один из них совершил нечто невероятное, не просто спасая человечество, но продвигая его на новый уровень развития. Однако к тому времени изначальная симпатия к нему, его окружению и вообще людям окончательно испаряется, так что ее сменяет холодный, отрешенный цинизм.
И больше нет дела до волшебных танцев среди звезд, когда стыковочное кружение кажется актом торжества великого равновесия, когда полеты сквозь ожившие сны уносят на ту сторону этого света, когда великие волны достигают облаков, а облака застывают в небесах величественными айсбергами. Это чудовищно, на самом деле. Настоящий крах всех иллюзий. Когда ждешь высокого и необозримого, но прежде окунаешься в болото. Когда готовишься полной грудью вдохнуть воздух горного хвойного леса, но сперва получаешь мощный удар под дых.
В сухом остатке, придется сперва опуститься на дно пропасти, чтобы потом подняться на вершину горы. Вот только останутся ли после таких маневров силы на созерцание ослепительной красоты пейзажа?
...ну конечно же останутся. Ведь за этим и шли.