В качестве прелюдии. Пока Тони Старк в первом фильме франшизы о Железном человеке делает томительную паузу, прежде чем ответить на вопрос журналистов, кто есть Железный человек, стоящий за ним Роберт Дауни мл. определенно мысленно пролистывает всю свою богатую приключениями личную жизнь, взлеты и падения, квантовый скачок от скептически и снисходительно воспринимаемого аутсайдера, если не изгоя, к статусу уважаемого члена общества и кинематографической тусовки. И реплику "Я железный человек" в итоге подают оба, плейбой и технический гений Тони и плейбой и гений актерства Роберт.
"Судья" — первый фильм производственной компании супругов Дауни Team Downey. Для премьеры Роберт совершенно очевидно выбрал очень личный проект, во многом о нем самом и том, что его волнует, фильм стал своего рода его публичной исповедью. В конце сентября он, как и адвокат Хэнк Палмер, похоронил 80-летнюю маму, которая год была прикована к постели на аппарате жизнеобеспечения, с сыном всегда была в самые тяжелые времена, заражала оптимизмом, упорством, научила справляться с агрессией. А с отцом у него всегда были непростые отношения. В значительной степени благодаря последнему обстоятельству в молодые годы Роберт не был образцом для подражания, как и Хэнк. Об этом напомнили всколыхнувшиеся в связи с недавним арестом старшего сына Роберта пересуды. Наконец, как сходит с вершин юридического олимпа в народ в лице жителей города Карневиль штата Индиана адвокат Хэнк Палмер, так и самый дорогой на сегодня голливудский актер Роберт Дауни временно сбрасывает с себя облачение миллиардера ради возможности поговорить о наболевшем в камерной инди-драме.
Фильм квалифицируют как семейно-производственную драму, но производственная часть картины слишком поверхностна, чтобы на этом следовало заострять внимание. Да, мы присутствуем в зале суда, но той виртуозной дуэли обвинителя и адвоката, регламентируемой судьей и напряженно наблюдаемой присяжными, какие составляют основу и интригу многих американских фильмов на юридическую тематику, здесь нет. И если бы герои, отец и сын, не были профессионально связаны с юриспруденцией, духом которой пропитана американская нация, семейная драма и мысленное возвращение на два десятка лет назад от этого не пострадали бы никак. Кстати, в последнее время тема семьи, династии, стала очень популярной в Голливуде: "Август" 2013, "Машина Джейн Мэнсфилд" 2012 (кстати, с участием Роберта Дювалла и в постановке Билли Боба Торнтона, актеров "Судьи"), "Место под соснами" 2012, "Хотел бы я быть здесь" 2014 и т.д. Хотя тема взаимоотношения поколений всегда была актуальна по причине ноднозначности этих отношений, важности корней в нашей жизни и очень тесной преемственной связи отцов и детей, как бы не казалось со стороны.
Итак, блудный сын и преуспевающий адвокат Хэнк Палмер, который по карману только очень богатым мерзавцам, возвращается в родной провинциальный городок, где не был с юности, на похороны матери. Приезжает выполнить долг, не намереваясь общаться с семьей, без которой обходился вечность, особенно с неуживчивым отцом, местным судьей, из-за резких трений в юности. Но судьба распоряжается иначе — на судью вешают убийство, похожее сначала на несчастный случай на дороге, и сын остается в качестве адвоката отца, с головой погружаясь в свое бурное прошлое как на сеансе психотерапевта.
Прилюдный сеанс психотерапии дело неуютное, но Дауни это по плечу. Он настолько в каждой исполняемой роли чувствует себя дома, его персонажам настолько комфортно внутри Дауни, что трудно провести границу между игрой Роберта в жизни и на экране. Ее, видимо, и нет. Он и в жизни на редкость обаятельный эгоист, эксцентрик, эрудит, несколько утомительный краснобай, которого, кажется, ничто не может поставить в тупик, а с окружающими он общается в стиле "низводить и разыгрывать", но, в общем, славный и надежный малый, на которого и долго сердиться невозможно, если что. Не подарок, но восхитительный сюрприз. Собственной харизмой он щедро наделяет своих персонажей.
Его Хэнк Палмер не проиграл ни одного дела, всю жизнь доказывая свою состоятельность отцу, которого уважал и в глубине души тяготился давней размолвкой, где сложно было установить степень вины каждого. И вот теперь ему предстоит самый сложный случай в практике — защитить отца от обвинений в убийстве, но что еще сложнее, установить с ним доверительные отношения, без которых невозможна работа адвоката и без чего стало невозможно и вообще двигаться в жизни дальше. Но клиент на этот раз так же упрям, принципиален, скрытен и полон неожиданных сюрпризов как и его адвокат, и хочет остаться в истории города крутым законником, а не слабым стариком. Твердой рукой верша закон в городе на протяжении десятилетий, он единожды позволил чувствам возобладать над долгом, и эта слабость и ошибка преследуют его до сих пор.
Горячность и нетерпимость Дауни хорошо контрастируют здесь с суровой непреклонностью и отчужденностью Роберта Дювалла в роли судьи, а их дуэт переливается всеми оттенками чувств от полного неприятия и холодного формализма до взаимного уважения и хрупкого доверия. По сюжету судья переживает моменты физической беспомощности, унизительные для его гордыни, и деликатность игры Дювалла и Дауни в эти моменты дорогого стоит. Психологические нюансы фильма придают ему особое живое обаяние и теплоту.
Отношения судьи и адвоката, отца и сына — сердце фильма. Впрочем, в Карневилле адвоката ждет еще и обвинитель по делу об убийстве (Билли Боб Торнтон), жаждущий, правда, не слишком убедительно, прервать череду славных побед адвоката Хэнка Палмера. Еще два родных брата (Винсент Д Онофрио и Джереми Стронг) и первая любовь Саманта Пауэлл (Вера Фармига). Лирическая линия в фильме удалась. Саманта в исполнении Веры Фармиги очаровательна, энергична, самостоятельна и самодостаточна, не комплексуя по поводу больших денег, крутой карьеры и несбыточным фанаберий. Ее свобода и жизнелюбие все так же привлекательны для Хэнка, у которого не сложилась личная жизнь, а Фармига — усовершенствованный обобщенный образ всех пассий самого Роберта, в том числе и жены Сьюзан, которая сама и остановила выбор на Вере.
При небольшом бюджете фильма, он может похвастаться совершенно звездной и даже оскароносной командой, в тот числе, помимо перечисленных выше актеров, легендарным оператором Янушем Камински, который работал со Спилергом на большинстве проектов, композитором Томасом Ньюманом, создавшим с Фрэнком Дарабонтом "Побег из Шоушенка" и "Зеленую милю", сценаристом Ником Шенком ("Гран Торино"). И очень не лишним оказался опыт работы режиссера Дэвида Добкина в комедийном жанре ("Незваные гости", "Хочу как ты"), добавившем драме теплого юмора при всей мрачности происходящего. Видимо, сюжет фильма и тема сложных отношений в семье, которые рано или поздно касаются большинства живущих, не оставил равнодушными не только зрителей.
В начале истории казалось, что фильм уместнее было назвать "Адвокат", поскольку солирует в истории именно адвокат Хэнк Палмер, но финал вполне примиряет с существующим названием. В истории много предсказуемых поворотов, сентиментальность атмосферы иногда противоречит декларируемой жесткости взглядов, но это никоим образом не делает семейную сагу стандартной. В фильме отличный нерв, страсть, темп повествования, насыщенный сценарий, и тема преемственности нашей жизни передана в нем, пожалуй, наиболее адекватно в пространстве современных семейных драм. И не будет удивительно, если фильм "прозвучит" во время оскаровской гонки.