Наконец стартовал в отечественном прокате с нетерпением ожидавшийся и много обсуждавшийся триллер Дэвида Финчера "Исчезнувшая". Репутация Финчера такова, что все его фильмы уже давно ждут в нетерпением, всякий раз надеясь на "чудо культового значения", и он не обманывает своих фанатов и широкий круг зрителей, умудряясь даже из истории об интернет стартапе сделать триллер "Социальная сеть", а из рутинной безрезультатной работы детективов по розыску манька триллер "Зодиак".
О чем история? Внешне благополучная семейная пара Даннов готовится с празднованию 5й годовщины свадьбы. И именно в этот день при странных обстоятельствах пропадает супруга Эми (Розамунд Пайк). Супруг Ник (Бен Аффлек) в мгновение ока становится главным подозреваемым в убийстве, которого не совершал, жадные до сенсаций СМИ начинают полоскать грязное белье семьи, постепенно на свет выплывает много странных подробностей и неприятных тайн, которым лучше бы оставаться в темноте, Ник оказывается в положении изгоя среди остервеневших горожан, подогреваемых журналистами... И тут случается то, чего никто не мог предвидеть, кроме Ника, неплохо изучившего свою супругу.
По счастью, автор этих строк не знаком с романом, поэтому все хитросплетение событий и повороты сюжета были для меня неожиданными, а Финчер неизменно поддерживает атмосферу многозначности происходящего, недосказанности, подогревает фантазию зрителей. Кажется, что он рассказывает рядовую историю брака, который начинается с радужного уверенного безоблачного счастья и под давлением обстоятельств и по причине слабости человеческой натуры превращается в вынужденное сосуществование ненавидящих друг друга сокамерников. Как известно, семейные коллизии — одна из главных подпиток криминала. Но это лишь рябь на поверхности глубокой воды. На деле режиссер поднимает такие семейные и социальные психологические пласты, рисует такой глубины психологические портреты, оставляет полностью открытым и неоднозначным финал, что все это делает ленту украшением и достижением жанра.
Ник Данн то, что называется рубаха-парень — веселый, без претензий, без особых талантов, контактный, не возражает против менторских замашек жены. Жена питается амбициями — талантливый ребенок известных родителей, с кучей дипломов престижных ВУЗов, весьма популярна среди сверстников мужского пола, имеет четкие представления и большие планы на ближайшие лет сто вперед. Возможно, все бы и сбылось, но в один прекрасный момент чете нью-йорксих журналистов Даннов пришлось уехать по семейным обстоятельствам в медвежий угол на родину Ника, где он чувствовал себя в своей тарелке, а наполеоновские планы и неутомимое эго его супруги, подпитанные семейным разладом, по-прежнему требовали пищи... И как же изобретательна и напориста она оказывается в желании доминировать и переиграть весь мир! Ее величество гроссмейтер, видящий шахматную партию на много ходов вперед.
Аффлек и Пайк игроки высокого класса с неограниченным диапазоном, их дуэт одинаково романтичен и трагичен. Аффлек сдержан, оставаясь глубоко эмоциональным, при всем своем мужском шарме и хватке не стесняется быть рохлей, делать глупые неоправданно рискованные шаги. Этот его персонаж во многом альтернативен последним ролям - Дугу МакРею в "Городе воров", Тони Мендезу в "Операции "Арго" и Айвэну Блоку в "Va-банк". Пайк блистает, ей удалось сыграть шекспировские страсти, леди Макбет рядом с ней бледнеет, причем, грешит она без раскаяния и с совершенно непроницаемым остановившимся взглядом, не позволяющим проникнуть в ее голову дальше роговицы. Эми Эллиот Данн будет ее визитной карточной без сомнения.
Сколько раз они меняются ролями, оказываясь для нас то беспощадным монстром, то жертвой, то воплощением лживости и зла, но невинным агнцем на заклание, то нападая, то защищаясь. Есть здесь середина и где она? На чем держалась гармония их отношений и что ждет их завтра? Что прошло перед нашими глазами — необратимая катастрофа или очищающий кризис? Нравится ли он себе таким, каким лепит его она? Может ли принять ее дьвольскую эскападу как подтверждение глубокой любви или они впредь обречены остерегаться друг друга? Что в конце концов движет нашим миром — разъедающая злоба или соединяющая гармония? Режиссер и актеры деликатно не настаивают на ответах, предоставляя зрителями разгадывать головоломки.
Помимо главного дуэта Пайк-Аффлек, на котором все держится, в ленте много удачных ролей второго плана — бывший бойфренд героини Коллинс (Нил Партик Харрис), сестра-близнец героя Марго (Керри Кун), адвокат героя м-р Болт (Тайлер Перри), расследующая дело об исчезновении детектив Ронда Бони (Ким Диккенс). Вообще, на удивление более заводными и энергичными персонажами в фильме оказываются женщины, и женская доминанта ощущается. А поскольку хорошего происходит мало, видимо, это намек, что женщина корень всех зол, а злокозненность мужчин не более чем детские игры.
Нет необходимости особо отмечать, что в ленте безупречная операторская работа (Джефф Кроненвет), монтаж (Кирк Бакстер), очень сдержанная музыка (Трент Резнор, Аттикус Росс), которая не отвлекает внимания от происходящего..В целом фильм при всей многослойности смотрится монолитной работой команды единомышленников, кажется педантично продуманным и взвешенным, даже ямочке на подбородке Аффлека отводится место. Забавно, что почти 20 лет назад в фильме Кевина Смита Бен уже терял голову из-за некоей загадочной Эми ("В погоне за Эми"). И, конечно, история не отпускает ни на секунду. Аплодисменты триумфатору!
Лента кажется вероятным лидером в борьбе за Оскар 2015, равно как и режиссер Дэвид Финчер, и актриса Розамунд Пайк. Не уверена, что американские киноакадемики будут благосклонны к игре Аффлека, но их дуэт сделал игру Пайк блестящей не меньше, чем ее собственные старания.