1979 год. В Голливуде заканчивается период новой волны (1969-1980) когда мейнтримом стало первоклассное авторское кино Стенли Кубрика,Мартина Скорсезе, Романа Полански, Роберта Олтмана, Вуди Аллена. Фрэнсис Форд Коппола, снявший уже первую и вторую части "Крестного отца", представил свой "Апокалипсис". На Оскаре царит "Охотник на оленей" Майкла Чимино. Режиссер "Челюстей" Стивен Спилберг еще только планирует снимать Индиану Джонса и "Парк Юрского периода", Роберту Земекису только предстоит "Назад в будущее", а Джордж Лукас только запустил "Звездные войны". Еще не взошла на кинематографическом небосклоне звезда Квентина Тарантино и Джеймса Кэмерона. Будущие Железный человек Роберт Дауни, Росомаха Хью Джекман, дирижер Мстителей Джосс Уидон еще не закончили школу. В австралйском Перте только родился гениальный Джокер Хит Леджер, а в Уэльсе Бард-лучник Люк Эванс. А Супермен Генри Кавилл, Капитан Америка Крис Эванс, Питер Паркер — Эндрю Гарфилд, Черная Вдова Скарлетт Йоханссен и Мистик Дженнифер Лоуренс еще даже не в проекте.
При бодрых экспериментах с формой и обилии сюжетных тем американской новой волны - фильмы-катастрофы, американская история, криминал, ставшие классикой жанра политические триллеры, трагикомедии — жанру полицейского боевика еще только предстоял взлет и расцвет.
И вот в этом кинематографическом контексте никому неизвестный австралиец Джордж Миллер с противоположной стороны земного шара, дипломированный врач из семьи греческих иммигрантов, взрывает кинематограф своей дебютной режиссерской работой — жестким полицейским боевиком "Безумный Макс" с апокалиптическими мотивами, который при мизерном бюджете в 350 тысяч соберет в прокате рекордные 100 млн. долларов и войдет в книгу рекордов Гиннеса как самый прибыльный проект.
Недалекое будущее. Макс Рокатански (Мел Гибсон) служит в дорожном патруле. Колесит с коллегами по пустынным дорогам в попытке нейтрализовать банду безумных байкеров, воров-насильников-убийц, в общем, беспредельщиков. Макс главный перехватчик, катает на мощной тачке, усовершенствованной умельцами-механиками. Одна из погонь заканчивается гибелью члена банды, в отместку байкеры достают его напарника, а потом и жену с крошечным сыном. Одинокий и выжженный изнутри Макс мстит и остается в еще большей изоляции.
У фильма поразительная энергетика, как у свернувшейся к броску кобры или готовящегося к прыжку льва. И эти пружины время от времени разворачиваются не бесконечных безлюдных дорогах. Если бы термин "роуд-муви" не был занят историей-путешествием, то именно этим словосочетанием следовало охарактеризовать историю о Максе — бесконечная дорога, по которой носятся безумные маньяки-байкеры, вершащие Зло, и преследующие их такие же вынужденно безумные полицейские.
Фильм с атмосферой неонуара, декаданса, безвыходности и депрессии считается классикой постапокалиптического дизельпанка, хотя сам термин дизельпанк появился только в 2001, обозначая фантастический мир, соединяющий технологии 1920х-1950х с эстетикой постмодерна. Атмосфера неконтролируемой спонтанной жестокости и мрачной пустоты усиливается мощным эксклюзивным саундтреком. Правда, в большей степени дизельпанком можно назвать 2 и 3 части фильма, а стартовую часть скорее можно описать как специфическую футуристическую депрессивную реальность, близкую к дню сегодняшнему. А футуристическое ощущение создается несложными материальными средствами — безлюдные проселки штата Виктория, заброшенные здания Мельбурна и окрестностей, стильная кожаная униформа полиции. Для оживления сюжета Джордж Миллер использовал весь свой реальный богатый опыт врача отделения скорой помощи, хорошо знакомого с подробностями дорожных криминальных ЧП. А вот градус маниакальности персонажей действительно зашкаливает, и "эксклюзивное" безумие уместно вынесено в заглавие ленты.
В дополнение к криминальной и фантастической части лента еще и отличное высококлассное авто-шоу, мастерски поданное оператором Дэвидом Эггби, которое легко впишется в современные Форсажи и "Жажду скорости" и предвосхищает их. Некоторые детали предвосхищают "Пилу", фильмы Нила Бломкампа, и в целом визуальный ряд неуловимо родственен даже "Звездным войнам".
Гибсон единственный из команды в 1979 был если не звездой, то по крайней мере известным в Австралии актером, а эта роль стала его визитной карточкой. Его Макс неукротимо яростный, эмоционально уязвимый под маской холодной выдержки, непредсказуемый, несгибаемый как терминатор, неотвратимый как породистая гончая или высшая справедливость рядом с несовершенным законом. Его излюбленная фишка — провокация лобового столкновения, из которой он всегда выходит победителем, королем дороги. В Максе есть в зачатке та маниакальная сумасшедшинка, которая стала впоследствии такой особо привлекательной и узнаваемой в самых популярных героях Гибсона — полицейском Мартине Риггсе, контрабандисте МакКьюсике, шотландском герое Уильяме Уолласе, американском патриоте Бенджамине Мартине и жива по сей день, хотя бы в гринго из "Веселых каникул". И, начиная с роли Макса, персонажи Гибсона с печальной регулярностью теряют близких, сражаясь с преступностью на волне благородного гнева и праведной мести.
Актерская компания в фильме пестрая и колоритная, одинаково безумны и преступники, и стражи порядка: напарник Макса Джим Гус (Стив Бисли), предводитель байкеров Пальцерез (Хью Кияс-Берн), босс Макса двухметровый усатый Роджер Уорд.
Богатый на драйв сценарий на съемках был реализован далеко не полностью из-за незначительного бюджета. За 35 лет фильм не устарел нисколько, временная принадлежность чувствуется только по гладкому лицу 23-летнего Мела. Напряженное действие с высоким темпом, калейдоскоп погонь и персонажей, неослабевающий саспенс — все это делает ленту актуальной и нынче. Надеюсь, Миллер и новый Макс Том Харди очень постарались, чтобы не только не уронить планку в части 4, но и поработать на еще более убедительный, реалистичный и драматический постапокалипсис.