Каким неисчерпаемым источником для кинематографического вдохновения стал комикс! Этот жанр не только создает супер-героев и супер-злодеев сегодняшнего и завтрашнего дня, но и легко переписывает истории популярных героев прошлого, почти живых прототипов-легенд классической литературы, будь то лондонский сыщик Шерлок Холмс или мифологический греческий полу-бог Геракл.
Именно комикс лег в основу фильма Бретта Рэтнера о сыне Бога Зевса и смертной женщины Геракле. Комикс не так пафосен, абсолютен и однозначен как миф. Он с доброй иронией ставит под сомнение саму возможность существования столь уникального непобедимого героя-одиночки, игриво и не без лукавства заставляет сомневаться в истинности его героического прошлого, напускает туману на обстоятельства его 12 славных подвигов. Зато убедительно рисует его как вполне земного великана с редкой природной мощью, которого печальные обстоятельства вынудили стать профессиональным наемником, убивающим за деньги, но не лишили природного благородства, великодушия, доброты, верности слову и дружбе. Кстати последние работы режиссера связаны именно с жанром комедии ("Как украсть небоскреб", "Муви 43") и иронии в истории о Геракле хватает, а рассуждения о вере, богах, морали, мистике, герое и "маленьком" человеке, тонкой грани между правдой и вымыслом, лишены скучной назидательной однозначной трактовки и при всей простоте не кажутся прописными истинами.
История так неплохо прописана, что мастерски балансирует на грани мифа и реальности, шутки и полной серьезности, иронии и трагедии. Геракл со спутниками, такими же одинокими и бездомными воинами-наемниками, своего рода греческими самураями или ронинами, путешествуют по Древней Греции из одной горячей точки в другую. Неся в душе ад пережитых страданий и личных потерь, став друг для друга единственной семьей, они отчасти топят свои страдания в кровавых битвах и смертельном риске, доблестно выполняя невыполнимые военные миссии, устанавливая мир и спокойствие на землях Эллады. Пока не становятся жертвой политических интриг фракийского царя Котиса. Напрасно его царское величество со своими политическими союзниками и самоуверенными приспешниками сомневались в возможностях самого популярного народного героя..
Ленту нельзя отнести к определенному жанру. Она удачно добавляет и боевику, и фэнтази, это отличное приключение, греческая трагедия и комикс. Динамичный, добротный и зрелищный экшен сменяется тихими задушевными беседами, поверженные Гераклом мифические Лернейская гидра и Немейский лев — вполне земными историями его братьев по оружию, ночные кошмары Геракла — стратегическими и тактическими премудростями кровопролитных сражений.
Скала неплохой актер. Внушительный воин, отличный командный игрок, с хорошим чувством юмора и самоиронией. Кинематографом он востребован не просто как груда отборных мышц, но как неповторимая индивидуальность, способная вынести не своих плечах основную нагрузку не маленького проекта и не потеряться в компании звезд. А звезд в касте хватает — британские актеры первого эшелона Джон Херт, Иэн МакШейн, Джозеф Файнс, Руфус Сьюэлл, Питер Муллан; крутые молодые норвежцы, осваивающие мировое кино, Аксель Хенни и Ингрид Больсе Бердаль. Все актеры высокого фестивального уровня, а не просто статисты блокбастеров, которые вдыхают жизнь даже в пунктиром намеченный персонаж и "знаковую" фигуру — воплощенное двуличие, сладкоречивое коварство, воинственная амазонка (Ингрид Б.Бердаль с лицом Николь Кидман!), железный необоримый ратник.
Работа оператора Данте Спинотти разнообразна и равно удачно рисует эпическое полотно и портреты отдельных персонажей. Отлично смотрится четкая геометрия баталий, снятая с высоты птичьего полета. Атмосферность создает команда художников по костюмам и декорациям с большим опытом работы в костюмных и исторических лентах, в том числе "Игре престолов". На фоне современных крутых блокбастеров "Геракл" выглядит скромно, но достойно. А в сравнении с экранными мифологиями последних лет (дилогия о Титанах, "Геракл: Начало легенды", "Помпеи") определенно выигрывает. Возьмите на заметку справедливое замечание многих рецензентов — легкий героико-романтический трейлер фильма продает не совсем ту реальность, которой заполнены полтора часа экранного времени. Натурализм кровавых баталий, высокое интриганство и обилие мудрых "перлов" с недетскими смыслами придает ленте больше веса, чем предполагает рейтинг PG-13.
Не в последнюю очередь фильм был затеян ради того, чтобы поговорить о мифотворчестве, которым во времена Геракла занимались штатные летописцы и восторженные поэты, а сегодня имиджмейкеры и пиарщики. Со всех ракурсов рассматривая тезис, подкреплен ли героический миф физической реальностью, были ли на самом деле те 12 подвигов или невыполнимых миссий, совершенных человеком из плоти и крови, пусть и с примесью божественной крови, история приходит к довольно оптимистичному выводу. Что сила духа и обостренное чувство справедливости простого смертного творят чудеса, а благородный гнев раскрывает дремлющие до поры неисчерпаемые внутренние ресурсы. На этой высокой ноте позвольте закончить.