Когда все вокруг говорят о невероятном качестве продолжения «трансформеров», удивление и любопытство подталкивает на необдуманные и даже безрассудные поступки. Поступки вроде похода на фильм Майкла Бэя «Трансформеры - 4». Имея за плечами грустный опыт двухчасовой муки перед гигантским экраном кинозала на одной из предыдущих частей франшизы, испытывать вновь что-то подобное совсем не хотелось. Но, повторюсь, Любопытство – это о*ренительная мотивация. Это то, из-за чего «миллионы мужчин МОГУТ ошибаться» и из-за чего даже убежденные хейтеры табунами идут на ненавистные сеансы.
Обидно другое. Слышать от стольких людей о невероятном качестве проекта и разочаровываться.
Разочарование поселяется в сердце с первых минут просмотра и только нарастает к кульминации. Невероятный уровень спецэффектов, который якобы затмевает все недостатки – слабое утешение. А если сказать по-честному – вообще не утешение, так как ничего особенного в эффектах нет.
Но все-таки начнем по порядку, с небольшими спойлерами.
Чего обычно ждешь от Фильма года? Высокого качества по всем параметрам – режиссура, сюжет, сценарий, актерская игра, визуальный ряд и масштаб, как минимум.
К режиссуре «Трансформеров -4» придираться смысла нет. Бэй как будто бы сделал всю работу на отлично, но есть несколько «Но». Главное - Какого черта он вообще взялся за это вымученное, банальное и унылое во всех художественных смыслах продолжение? Разумеется в фильме много хорошего. То, что полюбили зрители в предыдущих трех фильмах, никуда не улетучилось – присутствуют взрывы, погони, пируэты камеры и акробатические номера со стальными колоссами в эффектных ракурсах. Но может ли это удерживать внимание снова и снова? Сомнительно.
Пропало (еще во второй части) ощущение новизны. Смотреть открыв рот уже не на что. Нам подсовывают одно и то же блюдо из красивых картинок, давно остывшее, вновь и вновь, приправляя подросшим числом полигонов на трехмерных моделях. Мы уже тысячу раз видели, как роботы трансформируются, сталкиваются и говорят пафосные речи.
Но кое-где нас еще и обокрали в дизайнерском плане. Модели роботов изменились, старых персонажей перемоделировали или «поубивали». То, что нам дали взамен невозможно назвать адекватной альтернативой. Роботы стали не то что бы непривычно выглядящими или гротескными, их «экстерьер» настолько нелеп и глуп, что вызывает жалость к разработчикам.
Робот-самурай (видимо дань азиатскому сегменту рынка), Брутальный бородатый Вояка, Позёр в металлическом плаще, все с «человеческими» пластилиновыми лицами – возможно, дети оценят такие нововведения, но вообще это и в подметки не годится привычным образам из первой части. Особо хочется отметить, что трансформация некстген-трансформеров в виде летающего по воздуху металла – настоящий плевок в лицо зрителю. Это выглядит настолько неестественно и дешево по сравнению с эффектными трансформациями классических персонажей, что смотреть фильм совсем не хочется. Битвы потеряли львиную долю своей зрелищности, да и в целом визуального драматизма поубавилось.
Но все же кино могло бы быть достойным, будь у него настоящий сюжет или идея. Вместо этого фильм копирует сам себя в первых трех инкарнациях. Снова старая развалюха оказывается роботом, снова на Земле оказывается то, что позарез нужно Мегатрону... Вселенная чуть расширилась за счет появления в сюжете Создателей расы Трансформеров и их наемников во главе с Локдауном. Но сказать, что это хоть сколько-либо добавляет глубины повествованию нельзя. Единственная отрада – противостояние добрых Автоботов и людей – от такой несправедливости можно и всплакнуть, но на эти «сопли» времени нам не дают. Характер Оптимуса будто бы претерпевает изменения в связи с новыми обстоятельствами, но это лишь иллюзия. Прайм не стал более отчаянным, дерзким или опасным, образ просто потерял целостность – он стал неуравновешенным и немотивированным персонажем.
Про людей говорить и вовсе не хочется. Персонаж Уолберга (перекачанный изобретатель-неудачник) с дочерью-подростком и ее бойфренд – в этой компании нам предстоит провести весь фильм. Герои не интересные и шаблонные в большей части. Они преподают нам уроки морали и семейных ценностей довольно занудными фразами, шуточками и ситуациями… Да еще и молодой парень (имя запомнить невозможно, но его пару раз назвали Лепреконом)… так вот.. Этот Лепрекон очень старается восполнить нишу Сэма Уитвики. Ни к чему хорошему это не приводит, разумеется.
Злые людишки заключают сделку с злыми роботами, Мегатрон снова возрождается, над планетой снова нависает угроза враждебного Терраформирования… во всей этой кутерьме выделяется только персонаж Стенли Туччи – этакий местный комический (трусливый) Тони Старк, который притягивает зрительское внимание своей негодяйской интеллигентной харизмой.
Смотреть на противостояние с главным злодеем – Локдауном интересно лишь потому, что он закидывает в сюжет интересную идею о том, что Трансформеры были созданы искусственно. Но, к несчастью, эта мысль не находит никакого развития кроме как в болтовне о Автоботах-крестоносцах.
Остальная часть сюжета, как не сложно догадаться, представляет собой нагромождение из виденного ранее.
И конечно же нельзя не вспомнить об одном интересном феномене в фантастике. То, что мы видели в «Чужом против Хищника: Реквием», в «Ковбоях против пришельцев», В «Районе №9» и так далее… Любопытный факт: инопланетные пушки в разы эффективнее, когда попадают в человеческие руки. Трансформеры могут обстреливать друг друга многократно без видимых повреждений, но герой Уолберга валит их с одного выстрела из Чудо-пушки. Браво, Человеки!
Только вот качества фильму это не добавляет. Смотреть тех же пресловутых «Ковбоев против пришельцев» в разы интереснее, чем Трансформеров 4». Повторяющиеся Баталии не могут заменить полноценного действия и сюжета. Отсутствие же характерных и колоритных противников (вместо десептиконов нам подсовывают клонов-подделок – безликих, безголосых, бесхарактерных и скучных) сводит на нет и впечатление от масштабной битвы.
Тут уместно провести параллель с финалом «Железного человека-3». Атаку десятков пустых экзоскелетов так и хочется сравнить с финальным массовым побоищем искусственных трансформеров от Бэя… с одним отличием. ДИНОБОТЫ. С одной стороны еще одна несуразная попытка добавить зрелищности, с другой стороны – вполне успешная попытка! Как бы смешно не звучало, игрушечные динозавры оказались вполне приятными глазу и немного развлекли зрителя под конец фильма.
Нельзя сказать, что ради такого финала стоит идти на фильм. Напротив, все довольно предсказуемо и банально. Драмы трансформерских характеров, не смотря на вялые попытки развить, не вышло. Сюжет с трансформерскими прародителями – не раскрыт. Приятных неожиданностей обнаружено не было.
Кстати говоря, музыкальное сопровождение как-то подкачало. Ощущение, что в первом фильме музыкальная темя была посильнее, не покидало до конца фильма. Даже композиция от Imagine Dragons не произвела впечатления. Linkin Park остался непревзойденной находкой для оригинальной трилогии Трансформеров.
В качестве вердикта - «Трансформеры-4» - добротный экшн, который, однако, весьма неумело скрывает под маской спецэффектов свою художественную несостоятельность. Фильм проигрывает первой части по сюжету, и уступает по ряду нововведений всем трем предыдущим фильмам.
Из того, что могло бы спасти фильм, подтянуть его к уровню интересного научно-фантастического боевика или фильма катастрофы, вроде неожиданной развязки, детективной составляющей сюжета или интересного развития характеров – ничего показано не было.
Фильм просто не заставляет зрителя думать или переживать, не создает практически никакой интриги. Но, да, в фильме есть много роботов, драйва, экшна. Диноботы, в конце концов!
Так мечтают ли трансформеры об электрозаврах? Из этого фильма вы это точно не узнаете. Трансформеры так и остались теми же железяками, что были в первой части.
А фильм, соответственно, остался все той же бесформенной кучей спецэффектов. Кучей, которая хоть и отталкивает, но все же пробуждает любопытство, вынуждая зрителя в очередной раз вляпываться в нее с одной и той же мыслью – «Что-то в этом есть! Миллионы мух не могут ошибаться!»