После просмотра предыдущего фильма (имеется ввиду в 2006 году), многие наивно решили, что история закончена, продолжения не будет, ибо финал 3й части об этом и говорил, но это было лишь на первый взгляд. Не взирая на такой психологически эпический финал, фильм все же оставил некие лазейки, отсылки, вопросы, ответы на которые мы так и не получили. Многие называли их сюжетными дырами или тупиками (эпизоды с детективом Керри), но другие (лазейки, отсылки, вопросы) были столь мелкими, что одну из них заметили бы только те, кто хорошо знаком с творчеством Костоса Мэндилора, вторую - лишь очень внимательный зритель с включенными мозгами, и осознавший философию Джона Крамера, и понявший, что в данном фильме даже мелочь бывает значительной. Но это все было до тех пор, пока в декабре 2007 не состоялась премьера следующей части, то есть «Пилы 4»
После обнаружения тела детектива Керри, два специальных агента Страм и Перес начинают свое расследование, чтобы найти то, чего не смогли найти другие. В это время лейтенант Ригг, подавленный смертью Керри и пропажей Эрика Мэтиуса, начинает винить себя в том, что он не смог спасти их. Но не проходит и двух дней, как он становится очередной жертвой, пешкой в новой игре, устроенной Пилой. У Ригга всего 90 минут, чтобы спасти своих друзей, но чтобы их спасти он должен побороть самого себя.
Сюжет данного фильма, для всей франшизы, – словно узел, связывающий между собой несколько нитей. С одной стороны – это нити сюжета предыдущих фильмов, с другой – ниточки чего-то большего, построение более грандиозного плана. Они так тесно переплетаются в этом узле, что выдернуть какую-нибудь из них, не задев другие, представляется невозможным. Сюжетных ниточек очень много, даже, возможно, больше, чем в предыдущих фильмах. Здесь и история Крамера, которая заставит переосмыслить все то, что знали о нем раньше, здесь и история Ригга, вокруг которого умирают все те, кого он знает, история двух агентов, чье расследование стало их собственной игрой, история человека, желавшего мести, история друга, ставший причиной многих смертей, история жены, ставшая невольным участником происходящего, а может и соучастником, история людей, не ценивших свою жизнь, история о том, что порой люди должны сами себе помогать.
Кстати, кому-то может показаться, что игра Ригга, такая же, как и у Джеффа из 3й части, но нет. Здесь немного все по-другому, верней сказать, здесь все с точностью, да наоборот. Структура игры такая же, но ее суть иная, так как вид «одержимости» у испытуемого иной. Чтобы выиграть, ему придется увидеть то, что видит Пила, посмотреть на жертвы иными глазами, с другой стороны, понять, почему они здесь.
Детективная линия достаточно хороша. Однако есть минус, связанный с агентами. Страм и Перес, конечно, интересные персонажи, но особой истории о каждом из них не ждите. Этих персонажей быстро ввели, прописали их как хороших агентов, детективов, быстро действующих, но на этом все. Даже об Эрике Мэтиусе, за всю вторую часть, мы узнали больше, чем о Пересе и Страме в этой. Страм еще проявит себя, но Перес… Да, персонажей здесь очень много и детально прописать всех невозможно, если укладываться в рамки одной части, но вот о них все-таки хотелось бы хоть чуть-чуть побольше узнать, о их личных жизнях, так как они здесь не второстепенные.
О подробностях сюжетной линии Крамера лучше умолчать, ибо она, как говорится, «самый сок». Только ради нее уже можно, даже нужно смотреть фильм.
Стоит отметить, что сценарием 4й части занимался уже не Ли Уонелл. Он покинул проект, оставшись лишь как исполнительный продюсер, вместе с Джеймсом Ваном. На его место пришли Патрик Мелтон и Маркус Данстон, ранее писавшие сценарии к фильмам ужасов, таким как «Коллекционер» И хоть их ранние работы были не больно уж удачными, тем самым не внушая надежды, они все же справились с задачей – достойно продолжить франшизу, не наплевав на работу Уоннела. Их сюжет строится по той же схеме, что и сюжет второй части. Маленькое вступление, отдельная игра, детективная линия, основная игра и отдельная сюжетная линия Джона Крамера. Все достаточно хорошо между собой взаимодействует, но уже чувствуется, что их фантазия уступает фантазии Уонелла. Некоторые ловушки уже не столь уникальные, но не менее жестокие, более кровавые, но все также заставляющие познать ценность жизни.
На кресле режиссера сидит все тот же Даррен Линн Боусмен, снявший второй и третий фильм, но постановка слегка отличается. Начальная сцена и дальнейшие события могут сбить с толку, особенно тех, кто начинает смотреть франшизу с 4й части (встречал таких) Финал расставит все на свои места, но, наверняка, не все сразу поймут некоторые моменты. Лично я все понял лишь во время второго просмотра. Может во время первого был недостаточно внимателен или просто не мог предположить такой поворот событий, такой сценарный ход.
Оператор Дэвид Армстронг, уже на протяжении четырех фильмов франшизы, радует нас своей работой. Камера всегда показывает то, что нужно. Хотя есть парочка сильно заметных «ляпов», но это претензии уже не к оператору, а к монтажерам. Такой монтажный ляп просто непростителен! И может объясняться лишь поспешностью в съемках.
Саундтрек композитора Чарли Клоузера как всегда на высоте, хотя это касается скорей концовки.
Новые и старые актеры играют хорошо, всем веришь и переживаешь. Даже актеры, игравшие жертв, убедительны.
В заключение надо сказать, что как бы я не любил данный фильм, но все же нужно признать, что эта часть слегка уступает предыдущим, однако только слегка. Как продолжение, фильм достойный, дает толчок для развития новой трилогии, дает ответы на те самые вопросы, оставшиеся после 3й части, превращая некоторые в целые сюжетные линии. Тем, кому понравились предыдущие части, думаю, понравится и эта. Фильм больше детектив, чем ужасы, что хорошо, конечно, и любители кровавых сцен будут довольны, но я снова повторюсь – сюжет здесь самый важный элемент, а не кровище.
8/10