Статуя Свободы - символ свободы Нью-Йорка и США, который уже пора заносить в Книгу рекордов Гиннесса, ибо медная старушка натерпелась много нашествий и природных катаклизмов на своем веку. Судя по всему, одним из поклонников мировых достопримечательностей является немецкий режиссер Роланд Эммерих, который с грандиозным масштабом стирает их с лица Земли. Маститый режиссер по праву может считаться королем фильм катастроф, активистом, который пытается показать всему миру, чем может обернуться наше безразличие к матушке-природе.
Эммерих освещает не только локальные природные разрушения, но и заостряет внимание на катастрофах планетарного характера, внушая зрителю страх от резких изменений климата и земной поверхности. При этом он неуклонно указывает на эгоизм и наплевательское отношение человечества к окружающему миру. Одной из ярчайших работ мастера является постапокалиптическая картина «Послезавтра», где ледяное дыхание Земли распространилось на все северное полушарие. Ученые-климатологи зарегистрировали аномальное понижение температуры, но их гипотезы не заинтересовывают предприимчивых политиков. Планету одолевают всевозможные катаклизмы, половина которой и вовсе погружается в новый ледниковый период. Ученый Джек Холл (Деннис Куэйд) спешит отправиться в эпицентр разбушевавшейся природы, чтобы спасти сына.
Сюжет картины разворачивается плавно и стремительно, но не без соответствующих шероховатостей и штампов. На фоне надвигающейся катастрофы пролетают человеческие судьбы, чьи истории мало чем заинтересовывают и заинтриговывают. Народ настолько спешит совершить необдуманные поступки, что безо всякого сожаления наблюдаешь за их участью. Все персонажи поражают, в худшем смысле, неутомимой шаблонностью. Актеры не применили ни грамма мастерства для того, чтобы поступки и эмоции их героев были хоть немного убедительны, а предназначенные реплики не произносились как выученное стихотворение. За окнами бушует смертельная опасность, а ненасытный гражданин Америки спешит совершить подвиг, любуясь и идя навстречу. Думаю, в этот момент разум покидает необузданное человеческое тело. Соединенные Штаты неутомимо становятся эпицентром всех глобальных событий, от руководства и людей которых зависит дальнейшее будущее всего человечества. Это обстоятельство служит фактом не величества этого народа, а отсутствием фактической действительности. Весьма абсурдно освещены попытки пересечения американского населения границ ближнего государства, несмотря на все запреты. Поражает и то, что репортер местного телеканала обеспокоен на счет стирающегося логотипа «Голливуд» с холмистой поверхности. Что там люди, тут народное достояние исчезает. Вспоминается случай из фильма Джеймса Камерона «Титаник», где работник лайнера был обеспокоен порчей имущества в момент неминуемого затопления и погибели пассажиров. Можно легко взмахнуть рукой на отсутствие повествования истории главных героев из-за специфичного жанра картины. Но эммериховские персонажи невероятно глупы и сентиментальны. Они почти всегда действуют на чувство, отключая разум. Для примера можно привести несчастных жителей Нью-Йорка, галопом выбегающих из почти затопленного метро. Также удивляет бессознательный прыжок Джека за образцами над пропастью ледового шлейфа. Сэм (Джейк Джилленхол), сын авантюрного ученого, может «похвастаться» позированием на фоне надвигающейся волны к местной библиотеке. Стихия подождет, ибо такое бывает не каждый день. Несмотря на это, герой Джилленхола наиболее живой, отдающий отчет происходящим событиям. Его симпатии к товарищу по учебе смотрятся довольно мило, но не более. Также не понимаю его прохладные отношения с отцом из-за недостаточного внимания второго. Сэм вспоминает о роде занятости своего предка только в нужные ему моменты. Да и тот буквально раздражает своими нескончаемыми обещаниями, которые редко когда выполняет.
Но оставим актеров и их роли, ведь достоинства фильма прячутся в визуальных эффектах. «Послезавтра» не так богато на географию, но эти пробелы с лихвой покрывают эпизодические «штрихи». Это и пролетающие спутники и орбитальная станция, и проплывающие измерительные буйки в просторах течения Гольфсрим. Познавательно и увлекательно узнать о некоторых географических особенностях. Но больше всего радует невероятное погружение в замерзающий мир, режиссер пропитал картину угнетающей атмосферой. Буквально каждое бедствие сопровождается обильными проливными дождями и снегопадами, что придает свойственный шарм. Все буйство природы нужно видеть самому, которое начинается с маленьких отголосков.
Кроме незабываемых спецэффектов картина может похвастаться созвучным музыкальным сопровождением от Харальда Клозера, который наполняет каждую работу Эммериха смыслом.
Масштабная, атмосферная и актуальная картина, которая затрагивает реальные проблемы сегодняшнего мира. Такие фильмы должны смотреться не только с удивлением и восхищением, которые возникают от грандиозного могущества природы, но и с пониманием того, что Земля - пока единственный наш дом, который мы должны беречь. Надеюсь, что такого наш мир не испытает.