Единственный недостаток новых Людей Икс — фильм слишком короткий. Только успеваешь войти во вкус, как он уже закончился. Дефицит времени не позволил толком познакомиться с новыми персонажами-мутантами, они только коротко представили свои умения. На некоторых старожилов хватило лишь камео. Зрители наверняка с удовольствием посмотрели бы еще на пару-тройку масштабных "военных действий". Но во всем остальном фильм идеально сбалансирован: легкий, стильный, почти безупречный, безусловно крутой и грандиозный комикс, и одновременно мудрое душевное фэнтази.
Коротко освежу сюжет. Люди Икс переживают тяжелые времена, их осталась горстка, они не в состоянии при всех своих необычных умениях противостоять роботам-Стражам, созданным в 1970-х гениальным изобретателем Боливаром Траском специально для поиска и уничтожения мутантов. Единственная возможность для последних остаться в живых — переписать историю. Профессор Ксавье и Магнито с помощью суперсилы Китти Прайд отправляют на несколько десятилетий назад в гости к себе молодым" сознание" (разум) единственного мутанта, который способен выдержать это путешествие — Росомахи.
В фильме такое обилие персонажей, пространственных и временных перемещений. С десяток новых лиц в дополнение к хорошо знакомым, Нью-Йорк, Москва, Китай, мрачный футуристический апокалипсис и пестро-хиппово-уютное ретро 1970-х. Но на удивление эта гремучая смесь не превращаются в механическую неудобоваримую мешанину, но составляет вкусный сбалансированный технически и эмоционально деликатес. Физический стержень истории Росомаха, он самая цельная натура, неизменно верен себе — взрывной темперамент, жесткий самоконтроль, редкая живучесть, изрядная ироничность. Он цементирует собой все сложное полотно картины, прошлое и будущее, становится катализатором и очевидцем духовных исканий Профессора Ксавье и Магнито. Хью великолепен, его харизма вполне сравнима с обаянием Роберта Дауни, он первая скрипка среди мутантов, пусть не интеллектуал, но абсолютный альфа-самец. И историю мы видим в первую очередь его глазами.
При всем обилии спецэффектов и феерии ярких сверх-талантов персонажей, история смотрится больше не как супергеройское кино, или не только как супегеройское кино, но как драма о живых людях. Которые любят, страдают, совершают ошибки, делают моральный выбор, сложным образом притираются, расходятся навек ненавистными врагами, чтобы потом простить друг друга. Живо общаются и их диалоги и взаимные подколки одно из главных украшений фильма.
Много времени уделено Чарльзу Ксавье/Профессору, которого мы застаем в момент крайней депрессии, его разногласиям с Магнито, в частности, по поводу Мистик. Джеймс МакЭвой, который после "Люди Х: Первый класс" успел переиграть много плохих мальчиков ("Добро пожаловать в капкан", "Грязь"...), легко придает своему персонажу драматической глубины, похож одновременно на хиппи-наркомана и Христа с иконы. Дженнифер Лоуренс в роли Мистик после отмеченных оскаровскими номинациями и даже статуэткой драматических опытов ("Мой парень псих", "Афера по-американски") также смотрится гораздо объемнее и убедительнее чем в предыдущем фильме, не марионеткой, но живым человеком. Пожалуй, здесь вполне конкурентоспособна при сравнении с Черной Вдовой — воинственности, женственности и физического совершенства ей не занимать.
Из новых мутантов совершенно великолепен Ртуть (Эван Питерс), которым нам позволили вволю насладиться. С ним связаны самые восхитительные эпизоды — почти самостоятельные цирковые фокусы с ускоренной съемкой, которые технически не хуже чем у Вачовски или Гая Ричи, но при этом на два порядка веселее. Вообще в ленте много отсылок к голливудским блокбастерам и в чисто техническом и в сюжетном смысле, но их соединение и исполнение уникальны.
Историю наши персонажи с помощью сценаристов (к Саймону Кинбергу и Джейн Голдман присоединился и фанат комиксов Мэттью Вон, который обычно предпочитает экранизировать свои сценарии сам) переписали весьма удачно — подведены итоги и сделана заявка на будущее, можо начинать франшизу почти с чистого листа. Битва за будущее выиграна не только мутантами комикса, но и командой проекта. И все это весело и динамично — неожиданные повороты, волшебные спецэффекты, немного естественной необременительной морали, зубодробительный юмор, крутой горячий австралиец, невозмутимые британские джентльмены, двухметровый колоритный сенегалец, американский карлик, изящное соединение взаимоисключающего и прочие витамины и киноафродизиаки. Жду следующую часть и с легким сердцем делегирую полномочия по ее постановке Брайану Сингеру и его команде, уже упомянутому Кинбергу, оператору Ньютону Томасу Сигелу, композитору Джону Оттмену...Моей фантазии не хватило, чтобы расшифровать потенциал и смысл последнего кадра после титров, тем больше интриги в ожидании.
Не могу не вспомнить о Мстителях, сравнения с которыми, скромные и нескромные, проводят сами участники франшизы о мутантах. Мстители развиваются по восходящей, находя все новые и новые поводы и ресурсы для самосовершенствования. "Люди Икс: Дни минувшего будущего" показали, что и у этой франшизы есть не только славное прошлое, но и насыщенное будущее. Если вторая история о Капитане Америка сделана в стиле политического триллера, максимально приближенного к реальности, то новая история Людей Икс напомнила, каким должен быть идеальный комикс, который хочется пересматривать, даже тут же пересмотреть — бесконечный вызов здравому смыслу и фантазии зрителей. Думаю, многие согласятся, что это пока два лучших блокбастера и экранных комикса года. Не хочу перечислять всех великолепных актеров, которые делают фильм незабываемым — почти семья, все звезды, но без намека на звездную болезнь.
Таковы первые краткие впечатления. Смотрите фильм непременно!!