4 мая ушла из жизни в день своего 80-летия Татьяна Самойлова, замечательная актриса, звезда отечественного кино. Одной из самых памятных стала ее роль в фильме Александра Зархи «Анна Каренина», экранизации одноименного романа Льва Толстого.
Размеренная жизнь Анны, молодой дамы высшего света, супруги высокопоставленного петербургского чиновника Каренина, нарушается случайным знакомством с молодым блестящим офицером Вронским, баловнем судьбы и, выражаясь, современным языком, плейбоем. За знакомством следует страстный роман. Для Вронского этот эпизод игра и норма жизни, одобряемая кодексом высшего света. Анна же, вышедшая замуж в 18 лет без любви и никогда не имевшая опыта романов на стороне, бросается в эти отношения со всем отчаянием своей страстной и бескомпромиссной натуры. Разрешение любовного треугольника муторно и трагично.
Роман Льва Толстого — едва ли не первый образец в литературном жанре дамского романа. Один из любимых романов самого автора, в котором он ценил ``мысль семейную``. Кроме перипетий в семействе Карениных мы знакомимся довольно подробно с семейными неурядицами Стивы Облонского, брата Анны, и матримониальными проблемами Кити Щербацкой, свояченицы Стивы и предыдущей ``жертвы`` Вронского. И коротко, по разговорам, с семейными коллизиями высшего света России того времени вообще, в том числе отношением к адюльтеру: кто-то тщательно хранит свои тайны, кто-то легко закрывает глаза, кто-то благопристойно разрывает отношения, кто-то стреляется на дуэли и проч.. По первому поверхностному впечатлению ``Анна Каренина`` не более чем дамский роман о трагической любви, со второго и последующих взглядов это айсберг и, как минимум, любовно выписанная энциклопедия русской жизни того времени с ее философскими, социальными и моральными проблемами. И нигде более так ясно не высказана мысль, что играть на твердой почве светских условностей может любой слабый игрок; но погружение в омут страстей человеческих требует неординарности, виртуозности и железного самоконтроля.
Попыток экранизировать роман было много, и не один раз еще кто-то захочет припасть к этому источнику. От зарубежных экранизаций Карениной остаются в памяти не столько толстовские страсти, сколько мишура, и сильная мужская доминанта. В фильме с Гретой Гарбо самый цветистый момент — офицерская попойка в полку Вронского, из которой Алексей Вронский (Фредерик Марч) выходит самым главным молодцом: когда все уже в отключке, он еще свеж и готов добавлять. Из фильма с Вивьен Ли хорошо помнится ее осиная талия, а из фильма с Софи Марсо дурацкая и неуместная челка Карениной-Марсо, и даже шарм Шона Бина в роли Вронского на спасает дело. Британская экранизация с Шоном Коннери в роли Вронского была сделана непосредственно перед тем, как Коннери согласился сниматься в Бондиане. Еще в одной экранизации 1985 года Вронского играет Кристофер Рив, исполнитель роли Супермена в одноименной франшизе в 1978, 1980 и 1983 годах. Определенно граф Алексей Кириллович Вронский на западе ассоциируется с неким сверх-мужчиной. Британцам драматургу Тому Стоппарду, гениальному интерпретатору классики, и режиссеру Джо Райту удалось близко подойти если не к букве, то к духу Толстого —большинство их персонажей абсолютно толстовские. Разочаровала экранизация Сергея Соловьева — здесь близость к толстовской букве, в том числе закадровая нарезка текста романа, при наложении на зрительный ряд только подчеркивает известную удаленность от ее духа.
Да, экранизировать классику сложно: такой сгусток мысли, действа и страстей, который являет собой классический роман, и Анна Каренина не исключение, не вместит ни один двух- и даже трех-часовой фильм. И тем не менее Александру Зархи удалось бережно и адекватно перенести на экран всю эту психологически тонкую и эмоционально насыщенную историю. В немалой степени благодаря стопроцентному успеху кастинга, в первую очередь, конечно, выбору Татьяны Самойловой на роль Анны. До этой работы она создала несколько трагически-светлых образов современниц — в военной драме Михаила Калатозова ``Летят журавли`` и его же драме о геологах ``Неотправленное письмо``, менее известный образ советской разведчицы в венгерском фильме ``Альба Регия``.
Анна Самойловой— нежный и веселый ангел с демоническим нутром, который с трудом преодолевает двойственность своей натуры. Триумфальная безупречная изысканная красавица в начале фильма, благовоспитанная жена и любящая мать, мудрая Веста, восстанавливающая разрушенный домашний очаг брата Стивы. Сломленная ``падшая женщина`` в конце, для которой ее внебрачная связь и счастье и позор, чувства к оставленному супругу составляют взрывоопасную смесь уважения и нетерпимости, брезгливости и сочувствия, а безысходность ситуации невыносима. Под определенным прагматичным углом зрения Каренина сломала жизнь двум ``благополучным по рождению`` мужчинам. Однако какое-то время спустя они вернулись на эту самую ``твердую почву светских условностей``, но Толстому скучно было писать о них дальше в отсутствии Анны. Конечно, они уже никогда не были совсем прежними, поскольку Анна помимо душевных страданий дала им минуты волшебного счастья сродни божественной благодати, о которой большинство человечества знает лишь понаслышке. Этой божественной благодатью дарит их талант Татьяны Самойловой. Ей удается воспроизвести истинно толстовскую ауру своей героини вплоть до улыбки, неизменно порхающей от глаз к губам.
Каренин в исполнении Николая Гриценко — хорошо отлаженная машина, моментами злая машина, в которой болезненно в ответ на чрезвычайные обстоятельства прорастает живая жизнь; голос, походка, мимика — шедевр актерского мастерства. Стива Юрия Яковлева — неистребимый жуир, который гонит от себя любые неустройства, страстный жизнелюб и убежденный оптимист. Жажда жизни неутолимая и патологическая неспособность к вранью — семейная черта Облонских, Стивы и Анны. Вронский в исполнении Василия Ланового — баловень света, который сделал опрометчивый ход и теперь вынужден играть в незнакомую ему игру и не утратить при этом чувства собственного достоинства. Его кузина Бетси Тверская в исполнении Майи Плисецкой — воплощенный светский лоск, стиль и легкость праздности. Левин Константина Голдаева деревенский житель и философ, камертон чистоты. Кити Анастасии Вертинской из обиженного наивного ребенка, который видит жизнь сквозь розовые очки, эволюционирует в Мадонну. Щедрость и виртуозность актерской игры, попадание в сердце толстовских образов поразительны.
Очень важный ``персонаж`` атмосфера высшего света, которая складывается из массы деталей даже ``низменного`` свойства: жесты, мимика, выражение эмоций, что допустимо, что исключено — все, что суммируется в понятие ``безупречного и строгого воспитания``, ``хорошего тона``, аристократического блеска и спокойного достоинства. Эта часть экранизации также выполнена с блеском без единой фальшивой ноты, что особенно хорошо заметно в сравнении с экранизацией Сергея Соловьева. Драма разворачивается на фоне музыки Родиона Щедрина, годы спустя Родион Щедрин и Майя Плисецкая участвовали в постановке фильма-балета о Карениной.
Картина — совершенно нетленный шедевр, которым нужно с благоговением наслаждаться, одна из лучших в мире экранизаций классики, сочетание живой жизни, высокого творчества и безупречного вкуса, и галерея звездных актерских работ, в первую очередь Татьяны Самойловой.