KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "Анна Каренина" от Constance

``Женщина — это винт, на котором все держится``. Памяти Татьяны Самойловой

4 мая ушла из жизни в день своего 80-летия Татьяна Самойлова, замечательная актриса, звезда отечественного кино. Одной из самых памятных стала ее роль в фильме Александра Зархи «Анна Каренина», экранизации одноименного романа Льва Толстого.

Размеренная жизнь Анны, молодой дамы высшего света, супруги высокопоставленного петербургского чиновника Каренина, нарушается случайным знакомством с молодым блестящим офицером Вронским, баловнем судьбы и, выражаясь, современным языком, плейбоем. За знакомством следует страстный роман. Для Вронского этот эпизод игра и норма жизни, одобряемая кодексом высшего света. Анна же, вышедшая замуж в 18 лет без любви и никогда не имевшая опыта романов на стороне, бросается в эти отношения со всем отчаянием своей страстной и бескомпромиссной натуры. Разрешение любовного треугольника муторно и трагично.

Роман Льва Толстого — едва ли не первый образец в литературном жанре дамского романа. Один из любимых романов самого автора, в котором он ценил ``мысль семейную``. Кроме перипетий в семействе Карениных мы знакомимся довольно подробно с семейными неурядицами Стивы Облонского, брата Анны, и матримониальными проблемами Кити Щербацкой, свояченицы Стивы и предыдущей ``жертвы`` Вронского. И коротко, по разговорам, с семейными коллизиями высшего света России того времени вообще, в том числе отношением к адюльтеру: кто-то тщательно хранит свои тайны, кто-то легко закрывает глаза, кто-то благопристойно разрывает отношения, кто-то стреляется на дуэли и проч.. По первому поверхностному впечатлению ``Анна Каренина`` не более чем дамский роман о трагической любви, со второго и последующих взглядов это айсберг и, как минимум, любовно выписанная энциклопедия русской жизни того времени с ее философскими, социальными и моральными проблемами. И нигде более так ясно не высказана мысль, что играть на твердой почве светских условностей может любой слабый игрок; но погружение в омут страстей человеческих требует неординарности, виртуозности и железного самоконтроля.

Попыток экранизировать роман было много, и не один раз еще кто-то захочет припасть к этому источнику. От зарубежных экранизаций Карениной остаются в памяти не столько толстовские страсти, сколько мишура, и сильная мужская доминанта. В фильме с Гретой Гарбо самый цветистый момент — офицерская попойка в полку Вронского, из которой Алексей Вронский (Фредерик Марч) выходит самым главным молодцом: когда все уже в отключке, он еще свеж и готов добавлять. Из фильма с Вивьен Ли хорошо помнится ее осиная талия, а из фильма с Софи Марсо дурацкая и неуместная челка Карениной-Марсо, и даже шарм Шона Бина в роли Вронского на спасает дело. Британская экранизация с Шоном Коннери в роли Вронского была сделана непосредственно перед тем, как Коннери согласился сниматься в Бондиане. Еще в одной экранизации 1985 года Вронского играет Кристофер Рив, исполнитель роли Супермена в одноименной франшизе в 1978, 1980 и 1983 годах. Определенно граф Алексей Кириллович Вронский на западе ассоциируется с неким сверх-мужчиной. Британцам драматургу Тому Стоппарду, гениальному интерпретатору классики, и режиссеру Джо Райту удалось близко подойти если не к букве, то к духу Толстого —большинство их персонажей абсолютно толстовские. Разочаровала экранизация Сергея Соловьева — здесь близость к толстовской букве, в том числе закадровая нарезка текста романа, при наложении на зрительный ряд только подчеркивает известную удаленность от ее духа.

Да, экранизировать классику сложно: такой сгусток мысли, действа и страстей, который являет собой классический роман, и Анна Каренина не исключение, не вместит ни один двух- и даже трех-часовой фильм. И тем не менее Александру Зархи удалось бережно и адекватно перенести на экран всю эту психологически тонкую и эмоционально насыщенную историю. В немалой степени благодаря стопроцентному успеху кастинга, в первую очередь, конечно, выбору Татьяны Самойловой на роль Анны. До этой работы она создала несколько трагически-светлых образов современниц — в военной драме Михаила Калатозова ``Летят журавли`` и его же драме о геологах ``Неотправленное письмо``, менее известный образ советской разведчицы в венгерском фильме ``Альба Регия``.

Анна Самойловой— нежный и веселый ангел с демоническим нутром, который с трудом преодолевает двойственность своей натуры. Триумфальная безупречная изысканная красавица в начале фильма, благовоспитанная жена и любящая мать, мудрая Веста, восстанавливающая разрушенный домашний очаг брата Стивы. Сломленная ``падшая женщина`` в конце, для которой ее внебрачная связь и счастье и позор, чувства к оставленному супругу составляют взрывоопасную смесь уважения и нетерпимости, брезгливости и сочувствия, а безысходность ситуации невыносима. Под определенным прагматичным углом зрения Каренина сломала жизнь двум ``благополучным по рождению`` мужчинам. Однако какое-то время спустя они вернулись на эту самую ``твердую почву светских условностей``, но Толстому скучно было писать о них дальше в отсутствии Анны. Конечно, они уже никогда не были совсем прежними, поскольку Анна помимо душевных страданий дала им минуты волшебного счастья сродни божественной благодати, о которой большинство человечества знает лишь понаслышке. Этой божественной благодатью дарит их талант Татьяны Самойловой. Ей удается воспроизвести истинно толстовскую ауру своей героини вплоть до улыбки, неизменно порхающей от глаз к губам.

Каренин в исполнении Николая Гриценко — хорошо отлаженная машина, моментами злая машина, в которой болезненно в ответ на чрезвычайные обстоятельства прорастает живая жизнь; голос, походка, мимика — шедевр актерского мастерства. Стива Юрия Яковлева — неистребимый жуир, который гонит от себя любые неустройства, страстный жизнелюб и убежденный оптимист. Жажда жизни неутолимая и патологическая неспособность к вранью — семейная черта Облонских, Стивы и Анны. Вронский в исполнении Василия Ланового — баловень света, который сделал опрометчивый ход и теперь вынужден играть в незнакомую ему игру и не утратить при этом чувства собственного достоинства. Его кузина Бетси Тверская в исполнении Майи Плисецкой — воплощенный светский лоск, стиль и легкость праздности. Левин Константина Голдаева деревенский житель и философ, камертон чистоты. Кити Анастасии Вертинской из обиженного наивного ребенка, который видит жизнь сквозь розовые очки, эволюционирует в Мадонну. Щедрость и виртуозность актерской игры, попадание в сердце толстовских образов поразительны.

Очень важный ``персонаж`` атмосфера высшего света, которая складывается из массы деталей даже ``низменного`` свойства: жесты, мимика, выражение эмоций, что допустимо, что исключено — все, что суммируется в понятие ``безупречного и строгого воспитания``, ``хорошего тона``, аристократического блеска и спокойного достоинства. Эта часть экранизации также выполнена с блеском без единой фальшивой ноты, что особенно хорошо заметно в сравнении с экранизацией Сергея Соловьева. Драма разворачивается на фоне музыки Родиона Щедрина, годы спустя Родион Щедрин и Майя Плисецкая участвовали в постановке фильма-балета о Карениной.

Картина — совершенно нетленный шедевр, которым нужно с благоговением наслаждаться, одна из лучших в мире экранизаций классики, сочетание живой жизни, высокого творчества и безупречного вкуса, и галерея звездных актерских работ, в первую очередь Татьяны Самойловой.
Автор: Constance
06.05.2014
Оценка читателей: 8,27 из 10 (голосов: 11)
Страница фильма: Анна Каренина

Новинки кино:

Джастин Бальдони припомнил Блейк Лайвли продвижение ее спиртного
В иске режиссера рассказывается о том, как актриса использовала их совместный фильм
Дом Бена Аффлека окружили военные
Возле нового жилища бывшего Бэтмена заметили военных на броневиках
Стивен Спилберг, Николас Кейдж почтили память Дэвида Линча
Голливудские кинематографисты отдали дань уважения Дэвиду Линчу
В игрушку вселяется зло в трейлере фильма "Обезьяна"
Представлен трейлер экранизации произведения Стивена Кинга "Обезьяна"
"Мадам Паутина" и "Летучий корабль" возглавили номинации "Ржавый бублик 2025"
Представлен список номинантов на главную независимую российскую антипремию "Ржавый бублик"
Самые ожидаемые и перспективные зарубежные сериалы 2025 года. Часть 2
"Чужой: Земля", "Декстер: Воскрешение" и другие сериалы второй половины 2025 года