Родился Дензел Вашингтон в городе Маунт Вернон (Нью-Йорк) 28 декабря 1954 года. Отец Дензела был священником, а мать работала в салоне красоты. Мальчик стал вторым (из трех) ребенком в семье. По окончанию школы поступает в Фордхемский университет на факультет журналистики. Во время обучения регулярно принимает участие в постановках студенческой труппы. Трудолюбивый и талантливый Дензел получает стипендию на обучение в Американской Театральной Консерватории, которую он вскоре бросит, не проучившись там и одного года.
Молодому актеру с отличной характеристикой не составило труда сразу же попасть на телевидение. Небольшая роль в телефильме «Вильма» становится первой его работой. На съемках он знакомится с Паулеттой Пирсон, которая через несколько лет становится его женой. С Паулеттой актер живет и по сей день, воспитывая вместе с ней четырех детей.
На большом экране Дензел дебютирует в комедии Майкла Шульца «Копия в негативе» (1981). Снимается в двух остросоциальных картинах с политическим подтекстом «История солдата» (1984) и «Власть» (1986). Первую номинацию на Оскар получает в 1987 году за роль второго плана в фильме «Клич Свободы» (1987). Стив Бико в исполнении актера - выше всяких похвал. Однако в те годы он был гораздо больше известен в США в качестве доктора Филиппа Чендлера, одного из героев телесериала «Святой Элзвер» (1982-1988). Чрезвычайно миловидный и обходительный доктор не оставил равнодушной ни одну американскую домохозяйку. Свой первый Оскар за роль второго плана Дензел получает в конце девяностых за образ рядового Трипа в фильме Эдварда Цвика «Слава» (1989).
В 1990 году во время съемок картины «Состояние сердца» знакомится со Спайком Ли, совместно с которым работает над фильмом «Блюз о лучшей жизни» (1990). Очередная совместная работа Дензела и Спайка «Малькольм X» выходит на экраны в 1992 году. Блестящая игра Вашингтона в этой картине приносит ему награду за лучшую мужскую роль на кинофестивале в Берлине и вторую номинацию на Оскар. В 1994 году вместе с Томом Хенксом снимается в нашумевшей «Филадельфии» Джонатана Демме.
Особое место в карьере актера занимают роли полицейских, офицеров, военных и детективов. Во второй половине девяностых подобные роли ему достаются в фильмах: «Виртуозность» (1995), «Дьявол в голубом платье» (1995), «Мужество в бою» (1996), «Падший» (1998) и «Власть страха» (1999).
После очередной совместной работы со Спайком Ли в картине «Его игра» (1998), на экраны выходит одна из наиболее запоминающихся лент с участием Дензела - «Осада» (1999). Отличная работа Вашингтона и других голливудских звезд - Брюс Уиллис, Аннетт Бенинг, плюс захватывающий сюжет картины, обеспечивают ей хорошие кассовые сборы.
За филигранную работу в фильме «Ураган» (1999) Дензел получает «Золотой Глобус», приз за лучшую мужскую роль на Берлинском кинофестивале и номинацию на Оскар. Оскар за главную роль в фильме «Тренировочный день» актер получает в 2001 году, став вторым афроамериканцем (первый Сиднея Пуатье) за всю историю киноакадемии, удостоенным награды в одной из наиболее престижных номинаций (за главную роль).
Просто великолепен Вашингтон в драме «Гнев» (2004) Тома Скота, которая озаглавила череду успехов актера, не прервавшуюся и по сей день. Хорошие кассовые сборы, теплые отзывы критиков и зрителей, получают и все его последующие работы: «Дежа Вю» (2006), «Не пойман - не вор» (2006), «Великие спорщики» (2007), «Гангстер» (2007) и др.
На сегодняшний день за плечами Дензела Вашингтона более 40 великолепных ролей, и судя по всему останавливаться на достигнутом актер не собирается.
Захватывающий римейк "Опасные пассажиры поезда 123" - первая совместная работа Дензела Вашингтона и Джона Траволты. Вашингтон играет роль диспетчера поезда, а Траволта – сумасшедшего, захватившего поезд метро и взявшего в заложники всех находящихся в нем пассажиров с целью выкупа.
В своем интервью журналу PARADE Вашингтон рассказывает о фильме и о том, как пытался морально поддержать во время съемок своего приятеля Джона Траволту в связи с трагической гибелью его сына Джета.