Фанни и Александр
Fanny and Alexander
"Фильм Ингмара Бергмана"
Начало двадцатого века, Швеция. Родители маленьких персонажей - были счастливой парой. Но, после смерти отца, мама, Эмили, вышла замуж за Епископа. Жизнь в доме стала строгой, под запетом оказалось слишком многое из того, что было привычно детям.
РЕЙТИНГ: 8.00 (голосов: 10)
Композиторы: Даниэль Белль
Продюсеры: Йорн Доннер, Ренцо Росселлини, Даниэль Тоскан дю Плантье
Страна: Швеция, Франция, Германия
Премьера в мире: 17.12.1982
Премьера в США: 17.06.1983
Кинокомпания: Cinematograph AB, Gaumont, Personafilm, Svenska Filminstitutet, SVT Drama, Tobis Filmkunst
Кассовые сборы: $6 783 304
Продолжительность: 188 мин.
Отзывы к фильму
Может дело не в старомодности, а в том, что в фильме Висконти показаны современные ему события и нравы, чувствуются социальные и политические перемены, которые происходят за окном? А у Бергмана показана спокойная бюргерская Европа начала 20-го века, которая еще не знала мировых войн и студенческих беспорядков. Отсюда фокус только на внутрисемейных отношениях и неспешное повествование. Кстати, в фильме Бергмана много семейных портретов в интерьере, фильм снят очень красиво и почти каждый кадр похож на живопись 18-19-го веков.
Фильм воспринимается как удивительно старомодный. Именно не "ретро", а старомодный в буквальном смысле и несколько "тяжеловесный". Это 1982 год. А, например, "Семейный портрет в интерьере" Висконти об одной итальянской семье снят в 1974м, но остается топ-актуальным и современным и сегодня.
Почему Фанни и Александр? Для ленты было отснято около 100 часов экранного времени, в окончательный монтаж вошло меньше пяти часов, в которых Фанни осталась совершенно мельком. И сложно согласиться, что история одной шведской семьи показана глазами ребенка Александра. Хотя его болезненные фантазии и склонность к мистике составляют важную часть повествования. Сказала бы, что все волнения в самой обычной семье "на совести" Эмили - актрисы, однажды выбравшей "не ту роль" в жизни, роль супруги епископа, оказавшегося жалким лицемером и жестоким ханжой, то ли от отчаяния после смерти мужа, то ли по простодушию. Заложниками ее оплошности стали дети (Фанни и главное Александр) и все рутинное существование большой семьи оказалось нарушенным. Но вернулось спустя время на круги своя.
Один из самых любимых фильмов Бергмана. Великое кино.
Награды фильма
«Оскар 1984» - в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»
«Оскар 1984» - Свен Нюквист победитель в номинации «Лучшая операторская работа»
«Оскар 1984» - в номинации «Лучшее художественное оформление»
«Оскар 1984» - в номинации «Лучшие костюмы»
«Оскар 1984» - Ингмар Бергман номинирован(а) в номинации «Лучший режиссер»
«Оскар 1984» - Ингмар Бергман номинированы в номинации «Лучший сценарий»
«Золотой глобус 1984» - в номинации «Лучший иностранный фильм»
«Золотой глобус 1984» - Ингмар Бергман номинирован(а) в номинации «Лучший режиссер»