Если бы монстров не существовало, человек бы совсем распоясался, перестал бы ходить с оглядкой. Он и сейчас ведет себя не слишком осторожно – верит клоунам, думает, что пещеры необитаемы, лезет к черту на куличики за новыми ощущениями. В общем, очень легкомысленно относится к своей хрупкой жизни, которая может даже не успеть промелькнуть у него перед глазами за доли секунды после встречи с монстром. О чудовищах самого разного происхождения и облика, перемещающихся по суше и по воде и имеющих намерения навредить человеку, и пойдет рассказ в подборке лучших фильмов про монстров. Поскольку картин подобного жанра много, мы ограничимся теми, в которых монстры орудовали на Земле. И как всегда призываем делиться своими вариантами в комментариях.
Ну, раз подборка о монстрах, начнем ее с фильма с говорящим названием, пусть даже это и локализированный перевод с английского "
Cloverfield". История о нападении на Нью-Йорк гигантского существа, прозванного Кловер, снята в псевдодокументальном жанре – трясущейся камерой. Тряс ее по ходу событий, длившихся сутки, один из участников группы молодых людей, оказавшихся на Матхэттене в тот момент, когда Кловер решил показать нью-йоркцам, где раки зимуют.
Фантастический триллер
Мэтта Ривза до сих пор окружен ореолом какой-то таинственной недосказанности - в преддверии выхода проводился вирусный маркетинг; название фильма и его сиквелов мало объясняло суть происходящего; при отличных кассовых сборах сиквел вышел только через восемь лет, и на этапе производства было непонятно, имеет ли он отношение к оригинальной ленте.
Но фильм, конечно, удался – благодаря съемкам "от первого лица" ты становишься участником этих страшных событий, все происходит очень быстро, нет времени осмыслить ситуацию. Монстр не просто бесцельно крушит все вокруг, он распространяет повсюду своих паразитов, которые нападают на людей. Армия не справляется, паника накрывает всех, и только ядерный взрыв может положить этому конец. Симпатичные главные герои и ощущение апокалипсиса – гремучая смесь, чтобы отлично провести вечер.
Знаменитому фильму ужасов
Джона Карпентера про инопланетную тварь, принимающую облик своих жертв, не повезло с кассовыми сборами. Его выход совпал в прокатным графиком "
Инопланетянина"
Стивена Спилберга, который перетянул на себя все внимание, деньги и награды. Однако справедливость восторжествовала, и со временем "
Нечто" получил статус культового хоррора, дав начало медиафраншизе. Действие картины разворачивается на американской исследовательской станции в Антарктиде, на которую попадает зараженная неведомым организмом собака. К вечеру "нечто" убивает на псарне нескольких собак и приступает к людям. Полярники пытаются уничтожить тварь, но сделать это непросто. Несмотря на техническую ограниченность режиссера 40 лет назад, фильм может напугать и сейчас – неизбежность страшного конца угнетает и не дает дышать.
Отвратительное "нечто" - то плюющееся во все стороны какой-то дрянью, то пожирающее все вокруг, то вселяющееся в очередную жертву – заставляет ученых подозревать друг друга, превращая их в параноиков. Подливает масла в огонь и надрывная музыка
Эннио Морриконе, которая только подтверждает то, что все уже знают – мы все тут умрем.
Удивительно, но факт – при упоминании "
Дрожи земли" неосознанно начинаешь улыбаться. Да, в фильме
Рона Андервуда есть юмор и комические моменты, но ведь основной жанр – ужасы, тем более, монстры в фильме действительно страшные. Наверное, все дело в
Кевине Бейконе и
Фреде Уорде, которые не строили из себя героев, а просто поступали как обычные ковбои – палили по гигантским плотоядным червям, наводнившим земли Невады, из винтовок. Грабоиды, а именно так именуются эти черви, были созданы традиционным техническим способом с использованием больших макетов и миниатюр – никакой тебе компьютерной графики. Выглядели они натурально и кровожадно, двигались и бросались на свои жертвы с завидной скоростью. Наблюдать за противостоянием между жителями задрипанного Перфекшена и гигантскими червями интересно до сих пор, и несмотря на незамысловатый сюжет, фильм продолжает вызывать симпатии зрителей.
Редко кто не передернется от отвращения при взгляде на змею, даже если она не ядовитая и не испытывает к вам никакого интереса. Так уж устроен человек – она ему кажется скользкой, холодной и опасной. С последним, пожалуй, стоит согласиться, особенно, если речь идет о гигантской анаконде-убийце, на которую открыл тайную охоту некто Пол Сарон. Почему приключенческий триллер перуанца
Луиса Ллоса при шести номинациях на "
Золотую Малину" считается классикой жанра? Во-первых, благодаря змее, самозабвенно пожирающей наивных членов съемочной группы, сплавляющихся по Амазонке в поисках какого-то уникального племени.
Для фильма была изготовлена модель змеи длиной 12 метров и весом около 2,5 тонн. Конечно, не обошлось без компьютерной графики, но в целом чудовище смотрелось очень реалистично и устрашающе. Во-вторых, прекрасно выбранное место действия -вода, джунгли – которые очень профессионально снял оператор. Кадры, в которых анаконда атакует, всегда четкие – никаких тебе затемнений и дрожащей камеры. Ну и в-третьих, актерский состав. Кто не видел фильм, будет приятно или неприятно удивлен внешностью
Дженнифер Лопез – никакого тюнинга. Ну и главный антагонист в исполнении неподражаемого
Джона Войта с его ледяным маниакальным взглядом невероятно хорош. Это надо видеть.
Получивший десятки наград и номинаций азиатских и международных кинопремий фантастический хоррор
Пон Джун-хо о монстре-мутанте, живущем в реке Ханган, следующий в нашем списке. Как любой корейский проект, фильм самобытен и сочетает в себе массу жанров от комедии до драмы, а также не обходит стороной острые социальные вопросы, а также критику в сторону США. Но главная мысль картины в том, что помимо реально существующих монстров есть и те, что живут в душах людей. Что касается монстра, то он, как и небезызвестная Годзилла, появился "благодаря" человеку - какое-то обычное водное существо нахлебалось формальдегида, слитого в канализацию злодейским американским врачом, и мутировало.
Хоть в фильме оно и не гигантских размеров, но выглядит достойно, а главное, режиссер позволяет его хорошенько рассмотреть. Особый драматизм в том, что из всех возможных жертв под раздачу попадает 14-летняя девочка, и поскольку официальные власти бездействую, вырывать ребенка из лап чудовища отправляется вся ее семья.
Кому как не скандинавам снимать фильмы о троллях, этих мифических существах, испытывающих глубокую неприязнь к человеку? Так подумали и мы, включив в подборку норвежский псевдодокументальный фильм "
Охотники на троллей" режиссера
Андре Овредала. Группа студентов хочет снять сенсационный материал о браконьере, убивающем медведей, и решает проследить за попавшим под подозрение нелюдимым Гансом. Однако к их удивлению, Ганс оказывается охотником на троллей, которые буквально наводнили местные леса и горы. Оказывается, власти страны знают об их существовании, но тщательно скрывают сей факт от общественности и при помощи таких вот "Гансов" контролирует поголовье. Выглядели и вели себя эти огромные чудища в фильме как им и полагается – нагло, свирепо и недипломатично, так что, без жертв не обошлось. Но и их наши охотники потрепали, даже моментами становилось жаль троллей, которым просто хотелось кушать.
Кстати, бытует мнение, что картина является стебом над гражданским устройством Норвегии, отношением населения к эмигрантам, бюрократии и прочим острым вопросам. В любом случае, получилось свежо, нестандартно, любопытно в плане знакомства с богатой мифологией и красиво с точки зрения локаций.
"Вий" (1967)
"Поднимите мне веки!" - как же это страшно даже сейчас, не говоря уже о 1967 годе, когда вышла блестящая экранизация знаменитой мистической повести Николая Гоголя "
Вий". Не один только Вий - существо из преисподней, чей взгляд убивает - но также всевозможные инфернальные существа в виде упырей и вурдалаков наглядно демонстрируют, насколько страшна славянская мифология. По сюжету бурсак Хома Брут (
Леонид Куравлев) вынужден три ночи отпевать в церкви лежащую в гробу панночку (
Наталья Варлей), которая, как оказалось, была при жизни ведьмой. Бедный Хома неустанно читает молитвы, пока панночка отвечает ему проклятиями и пытается пробраться через "свят круг", стены церкви словно сжимаются, а воздух сгущается.
Великолепные для своего времени комбинированные съемки с летающим гробом и разномастной нечистью, искусный грим, зловещая атмосфера и тревожная музыка
Карэна Хачатуряна, а также мастерская работа оператора дают право фильму на звание лучшего хоррора в истории советского кино.
На примере фильма ужасов
Нила Маршалла "
Спуск" можно уверенно сказать, что бюджет в этом жанре – не главное. Фильм, на производство которого было потрачено 4,5 миллиона долларов, принес создателям 57 миллионов и ряд престижных кинематографических премий. История группы девушек, отправившихся искать приключений в пещерах и подвергшихся нападению неизвестных науке кровожадных человекообразных существ, смотрится на одном дыхании и напрочь отбивает желание впредь соваться в пещеры. Оказавшись вместе с героинями в темноте под землей с заваленным за спиной выходом, зритель физически начинает ощущать клаустрофобию и покрываться испариной. "Грызня" между всеми участниками "увеселительного" мероприятия в мрачных декорациях прекрасно сочетает в себе реалистичную атмосферу безысходности, кровавую баню и психологию человека, находящего в смертельной опасности. Что же касается пещерных монстров, то они великолепны – жуткие слепые бледные твари долго еще будут стоять у вас перед глазами.
"Оно" (2017)
Следующий монстр тоже любит прятаться под землей - преимущественно в канализационных шахтах. Речь о культовом злодее, умеющем менять обличия и питающемся страхом, ненавистью и разочарованием, Пеннивайзе – танцующем клоуне.
Стивен Кинг сделал его обителью заштатный городок Дерри в штате Мэн, в котором он пробуждается каждые 27 лет, чтобы охотиться на новое поколение детей. Конечно, такой лакомый литературный материал не мог остаться без внимания кинематографистов, поэтому существует несколько экранизаций одноименного романа. Наш выбор пал на самую свежую версию, снятую режиссером
Андресом Мускетти в 2017 году. Через два года вышло продолжение "
Оно 2".
Роль адского клоуна в дилогии исполнил
Билл Скарсгард, игра которого высоко была отмечена критиками. Его Пеннивайз гипнотизирует, сбивает с толка, насылает морок, убивает. Он не знает сострадания, и чем больше вы боитесь его, тем сильнее он становится.
Жуткие монстры из анимационного фильма студии Pixar, как и Пеннивайз, тоже были неравнодушны к детским страхам – из криков они извлекали электроэнергию для своего города. Бедным детям почти каждую ночь снились кошмары, которые им организовывали разномастные чудовища, среди которых - потомственный страшила Салли, его заклятый враг монстр-хамелеон Рэндалл и многие другие. Монстры проникали в комнаты детей и пугали малюток, оскаливая свои зубастые пасти и растопыривая когтистые лапы. Но так продолжалось до тех пор, пока Салли не повстречал маленькую девочку Бу и не подружился с ней, несмотря на боязнь заразиться. Бу самозабвенно смеялась над всем, что делал Салли и его друг Майк Вазовски. Тогда-то и стало понятно, что радостные эмоции вызывают гораздо больший всплеск энергии, чем страх. Чудесный мультфильм с чудесным посылом о том, что непредвзятое отношение может стать первым шагом к дружбе, даже если речь о дружбе с монстром.