Издательство нанимает "литературного негра" (Эван МакГрегор) закончить за хороший гонорар мемуары бывшего премьер-министра Великобритании Адама Лэнга (Пирс Броснан). Предыдущий "безымянный автор" утонул при странных обстоятельствах. Писатель, чье имя не появится на обложке, знакомится с Лэнгом, начинает переделывать рукопись - и обнаруживает странные несовпадения в датах и фактах, прояснять которые вдруг оказывается смертельно опасно... Опальный бриллиант европейского кино Роман Полански снял одну из самых ярких лент этого года - "Призрак" - про правильный порядок слов в жизнеописании.
Роман Полански, хранивший творческое молчание пять лет (не считая коротенькой короткометражки в альманахе "У каждого свое кино"), выстрелил крепко закрученным и блестяще сделанным политическим детективом. Интрига в фильме - почти что библейская, изящная и цинично-остроумная, но даже намекать на суть ее было бы настоящим хамством.
"Призрак" снят просто филигранно: даже отвлекаясь от туго закрученного детективного сюжета, смотреть его - редкое нынче удовольствие. Полански поставил каждый кадр фильма со всем талантом и мастерством той самой "старой школы" семидесятых-восьмидесятых, о которой принято говорить с почитанием напополам с обожанием.
Дождь стекает по стеклам, пустынный остров хранит смертельные тайны, отблески пламени камина играют в бокалах виски, которое пьют писатель без имени и жена бывшего премьер-министра Англии, обвиняемого в пособничестве США и втягивании англичан в чужую войну...
Кастинг в фильме невероятно меткий: Полански использовал не просто талантливых актеров с подходящими типажами, но и созданные их фильмографиями устойчивые амплуа.
Режиссер превосходно "вписал" в замысел фильма привычные экранные образы Пирса Броснана и Эвана МакГрегора. Первый - бывший премьер-министр - обаятельный красавец, прямо глядит честными глазами, но всегда в нем ощущается какая-то неискренность, червоточинка, противность даже. А второй - душевный парень с легким наивом, правдоруб и любимчик рока. В "Призраке" это работает за пределами сценария: оттого неизбежный разлад писателя с премьером выглядит таким настоящим!
Когда на экране появляется Ким Кэтролл (Саманта из "Секса в большом городе") в роли ассистентки бывшего премьера Лэнга, сразу ясно, что она ассистирует ему не только в делах. Жена Лэнга (Оливия Уилкинсон), кажется, понимает больше, чем министр. А старый добрый Том Уилкинсон (таинственный профессор Эммет) слишком уж хорош и обстоятелен для незначительных ролей.
Лихость сюжетной интриги не позволяет отвлечься от фильма до финала. А закончить Роман Полански умеет не хуже Нолана - блистательная концовка "Призрака" восхищает и ошарашивает.
Новый фильм Полански зрители, конечно, вряд ли полюбят так же сильно, как "Начало" - для этого в нем слишком мало личного и фантастичного. "Призрак" скорее - как виртуозная шахматная партия, феерично исполненная, в которой с удовольствием следишь за впечатляющей работой холодного ума.
Не стреляйте в локализаторов: "Призрак" - наиболее точный перевод английского "Ghost writer" исходя из смысла, который закладывал в него режиссер. (Роман Роберта Харриса, по которому снят фильм, к слову, называется так же - "Призрак".) Это фильм не о том, как пишутся звездно-политические биографии - а про подоплеку значимых событий, которая почти никогда сразу не видна.
В общем, если вы любитель детективов, литературы и Эвана МакГрегора - поспешите в кино: новый фильм Полански подарит вам большое удовольствие. Всем остальным тоже советую не медлить: "Призрак" - штучная картина, таких больше не делают.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов