Когда агент Эвелин Солт уже собралась было домой к любимому мужу, в офис ЦРУ пришел пожилой русский и заявил, что она - законспирированная советская шпионка, которая собирается убить прибывающего в США российского Президента. Солт сбегает, бывшие коллеги ее преследуют - и начинается мощный непрекращающийся экшен. Анджелина Джоли наконец-то получила собственный шпионский боевик, в котором она ни с кем не делит экран: все внимание приковано к боевым па ее героини - смертоносной фурии по имени "Солт".
По рекламным роликам казалось, что "Солт" будет долго играть со зрителем в наскучившую угадайку: шпионка Эвелин Солт или ее подставили? Поэтому в фильме оказалось довольно неожиданным, когда Солт через пятнадцать минут после начала объявляют советской диверсанткой, еще в детстве внедренной в американское общество в ряду целой армии других таких же агентов.
В результате сюжет "Солта" закручен не на специальности героини Джоли, а вокруг ее мотивации. Такая интрига выглядит гораздо интереснее - и фильм мог бы держать внимание на всем протяжении, если бы организация кэгэбэшников, мечтающая воскресить Советский Союз, не была представлена в нем топорно и смехотворно.
Советские шпионы воспитывались в монастыре, превращенном в интернат, естественно, пьют водку и почему-то при встречах и прощаниях целуют кольцо своему наставнику по фамилии Orlov (его сыграл поляк Даниэль Ольбрыхский).
Кольцо при этом сделано в виде медали "За победу в Великой Отечественной войне 1941-1945".
Эта легкомысленность в изображении подпольных советских кэгэбэшников, которые одинаково ненавидят новую Россию и США, убила на корню неплохой замысел про "день Икс" - когда законспирированные агенты сбрасывают маски и устраивают террор в обеих странах. Как раз за подобную развесистую клюкву голливудское кино считают чепухой со спецэффектами, а голливудских деятелей - дураками.
Размашистый и беззастенчивый бред про советских террористов заставляет относиться к "Солту" не то как к насмешке, не то как к сатире. Серьезно воспринимать фильм невозможно - и это досадно обесценивает весь сумасшедший экшен в исполнении прекрасной Анджелины Джоли. Ее боевой задор радует глаз, но без адекватной сюжетной опоры кажется необязательным.
Обидно очень - потому что экшен в "Солте" сделан по-настоящему круто. Джоли большую часть трюков выполняла сама - и что она творит на экране, не передать словами. Прыжки по крышам автобусов и грузовиков, драки с двумя, тремя и более противниками, ураганная стрельба - вот неполный ассортимент экшен-достоинств "Солта". Лучшим эпизодом фильма, пожалуй, можно считать выход Эвелин Солт с пятью гранатами и пистолетом против целой баржи врагов. Палящая в упор из пистолета на фоне клубящихся огнем взрывов и летящих осколков Анджелина Джоли выглядит суровым совершенством - затыкая за пояс Борна, Бонда и Итана Ханта в придачу.
Анджелина Джоли, как уже говорилось, одна является главной звездой "Солта" на загляденье зрителям. Однако на вторых ролях ярко выступили Лив Шрайбер (босс из "Потрошителей" и Саблезубый в "Людях-Икс") и Чиветел Эджиофор (квантовый физик в "2012").
Филлип Нойс, ранее уже снимавший Джоли в боевике "Власть страха", плохо знаком с российской культурой и особенностями - "Солт" не выглядел бы так глупо, если бы режиссер дал себе и сценаристам труд "выучить матчасть".
Жанр шпионского боевика со слабым полом в роли сильного подмочил репутацию на старте - громкая высокобюджетная премьера вылилась в снисходительные ухмылки и радостное оживление на боевых моментах. "Солт", в который постановщики экшен-сцен и блистательная Джоли вложили столько таланта и труда, обещал значительно больше.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов